Маркетинговая ценовая политика


Цена товара является важнейшим элементом взаимодействия его продавца и покупателей. Довольно часто мы как покупатели начинаем более или менее подробное знакомство с товаром именно с его цены. Наше удовлетворение или неудовлетворение цене определяет дальнейший интерес к товару - мы или продолжаем знакомство с ним, или же на этом все и заканчивается - товар перестает быть интересным для нас. Товар невозможно продать, если его цена не воспринимается покупателем.

Для покупателя цена товара, а также уровень его дохода, е основными факторами его материального благополучия. А учитывая, что доходы для абсолютного большинства покупателей является лимитированным фактором, нет ничего удивительного в том, что потребители преимущественно чутко реагируют на показатель цены товара.

Предприятия как продавцы продукции не могут не испытывать значительную роль цены для себя, для своего рыночного положения. Цена влияет на объемы сбыта, последние - на доходы, прибыль, рентабельность и т.д.. В конечном итоге возможности предприятия быть конкурентоспособным на рынке по цене, решающим образом влияют на общий уровень его рыночной конкурентоспособности.

В этом разделе рассмотрим систему цен, функции цены в маркетинге, методы установления фактических цен на товары, вопросы ценовой эластичности спроса. Анализ этих аспектов позволяет выяснить наиболее важные составляющие процесса маркетингового ценового управления на предприятии.


Цена товара это сумма денег (их эквивалент), которую надо заплатить за его приобретение. В системе маркетинга она выполняет следующие основные функции: сравнительную (сопоставление-ния рыночной ценности товаров); сигнальную (является элементом коммуникационного процесса продавца и покупателя); конкурентное (является важным инструментом конкурентной борьбы субъектов предложения).

Цены можно классифицировать по признакам:
а) средства формирования (свободные, регулируемые, фиксированные),
б) территории формирования (внутренние, внешние),
в) стадии обращения товара (оптовые, розничные)
г) сменности (твердые, гибкие).
Факторы ценообразования (внутренние, внешние) - совокупность тех факторов, которые влияют на действия продавца при установлении им цен на продукцию.

К основным внутренним факторам ценообразования относятся:
а) цели компании, которые определены для определенного периода времени (максимизация текущей прибыли компании, максимизация доли рынка компании, рыночное выживание компании),
б) ценовая эластичность спроса,
в) цены конкурентов,
г) конкурентные позиции компании (тип конкурентной среды, рыночная доля компании);
д) стадия жизненного цикла товара.
Факторы ценообразования определяют подходы компании к своей деятельности в области ценообразования. Далее он должен определиться с тем, какие методы ценообразования будет использовать. Основными методами установления фактических цен являются: а) методы, ориентированные на затраты, б) методы, ориентированные на прибыль, в) методы, ориентированные на спрос (потребительское восприятие товара, сравнительная реальная потребительская ценность товара); г) методы, ориентированные на конкурентов .

Процесс ценообразования предусматривает следующие основные этапы:
постановка задач ценообразования, определение этапа и особенностей рыночного спроса, оценка издержек, анализ конкурентов, выбор метода ценообразования, определение окончательной цены.

Цена играет очень важную роль для потребителя, который реагирует на уровень цены и их изменения. Ценовая эластичность спроса - степень процентного изменения возможного количества приобретенного товара в зависимости от изменения его цены за единицу на 1%. Спрос за ценовой эластичностью может быть относительно эластичным, относительно не эластичным, с единичной эластичностью. На степень ценовой эластичности спроса влияют следующие факторы: а) наличие товаров-заменителей, их доступность, б) доля стоимости товара в доходах потребителя, в) степень важности товара для потребителя.


  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга