Маркетинговая среда организации


Маркетинговая среда организации - совокупность субъектов и факторов, действующих вне организации и влияют на ее маркетинговую деятельность.

Обычно маркетинговую среду компании разделяют на две своеобразные окружности, на две сферы. И окружность, находящийся ближе к организации, называется микросреды. Микросреда - это совокупность субъектов, формирующих текущее, ближайшее окружение организации, прямо или косвенно влияют на его рыночную деятельность. Например, для студента субъектами его учебного микросреды будут коллеги из академической группы, преподаватели, проводящие занятия с этой группой, возможно деканат факультета. А ректорат, и тем более Министерство образования и науки Украины, - это уже более отдаленные субъекты, с ними у абсолютного большинства студентов нет регулярных текущих отношений. Поэтому эти структуры нельзя отнести к микросреды.

Маркетинговую микросреду организации формируют:

- Потребители продукции;

- Поставщики ресурсов, оборудования, материалов и проч.;

- Предприятия-конкуренты;

- Торговые посредники, которые взаимодействуют с предприятием по сбыту его продукции;

- Контактные аудитории.

Контактными аудиториями принято называть организации (их представителей) или отдельных лиц, проявляющих интерес к деятельности компании и способны влиять на достижение ее целей.

К контактным аудиториям относятся: владельцы и сотрудники компании (внутренние контактные аудитории); кредиторы, дебиторы, финансовые учреждения, обслуживающие компании (финансовые контактные аудитории); средства массовой информации (контактные аудитории СМИ); общественные организации (движения); популярные личности (спортсмены , артисты и др.)..

Каждая из контактных аудиторий так или иначе может влиять на деятельность компании. Так, организация по защите прав потребителей может сформировать негативное представление о продукции предприятия, трудовой коллектив предприятия может потребовать повышения заработной платы, что скажется на себестоимости продукции предприятия; журналист своей статьей в местной газете может улучшить или ухудшить имидж предприятия в глазах потребителей; популярные спортсмены, артисты, даже не произнося никаких слов, могут способствовать повышению внимания потребителей к определенным товарам (например, до марок автомобилей, которыми они пользуются; до концертов тех исполнителей "что они посещают). Организация должна правильно определять контактные аудитории, выделять наиболее значимые из них, уметь эффективно строить работу с ними.

Достаточно легко определить влияние других представителей маркетинговой микросреды на условия и результаты организации.

Маркетинговая макросреда - это вторая, более отдаленная сфера окружающей среды организации. Маркетинговое макросреда - совокупность факторов, действующих в рамках широкого экономического пространства (как правило, это экономика страны). Они не имеют локального характера, они - факторы общего порядка, общих условий деятельности компаний.

К факторам маркетинговой макросреды компании следует отнести:

- Экономические;

- Политико-правовые;

- Технологические;

- Природно-географические;

- Социально-культурные.


  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга