Маркетинговые коммуникационные инструменты - Маркетинг и его основы


Маркетинговые коммуникационные инструменты


Когда мы общаемся с родными, друзьями, коллегами, то сознательно или бессознательно используем определенные формы передачи сигналов. Это может быть устная или письменная речь, жесты, выражение лица, поза и т.п.. Скажем, ребенок еще не может ни разговаривать, ни писать, но выражением своего лица, тем или иным звуками передает свое самочувствие, удовлетворенность или неудовлетворенность. Его мама понимает эти своеобразные коммуникационные сигналы, реагирует на них. Особое счастье для родителей, когда ребенок переходит от "внутренних" ("биологических") улыбок до "коммуникационных".

Компаниям нужны "коммуникационные улыбки" потребителей. Но они не возникают сами по себе. их нужно вызвать, а над этим надо работать - разумно, творчески, последовательно.

Маркетинговые коммуникации компаний всегда приобретают определенную форму, предполагают использование конкретных инструментов или средств их осуществления, продвижения товаров. Они могут использоваться как отдельно, так и в определенном комплексе, в интегрированном виде.

Именно особенностям создания и использования таких распространенных инструментов продвижения товаров, как реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, персональная продажа и прямой маркетинг и посвящен этот раздел.


Реклама является произвольной форме персональной презентации и продвижения товара. Рекламное обращение - это смысловая составляющая рекламы, которой придана определенная форма. Его важными элементами являются: вербальная, иллюстративная и стилистическая составляющая.
Эффективность воздействия рекламного обращения на потребителя зависит от уровня убедительности и количества доводов, содержащихся в рекламном обращении; использование сравнительных характеристик; оформление рекламного обращения; индивидуальных особенностей потребителя.

Убедительность доводов рекламного обращения зависит от реального значения приведенных доводов для потребителя, от степени объективности доводов, от возможности проверки точности доводов к совершению покупки. Доводы делятся на контролируемые, верифицированы и доводы в вере. Действенность фактора количества доводов зависит от убедительности представленных доводов, степени актуализации потребности у потребителя, восприятие потребителем факта наведения слабых доводов. Форма рекламного обращения может как усиливать, так и ослаблять его восприятие потребителем. Индивидуальные особенности потребителя - это факторы потребительского опыта, уровня образования и аналитических способностей, типа темперамента и настроения и проч.

К критериям отбора носителей рекламного обращения можно отнести: возможная степень охвата целевой аудитории; экономической эффективности затрат рекламодателя; соответствие носителя рекламы имиджа рекламодателя, целям его рекламной компании. Выделяют коммуникативную и коммерческую эффективность рекламы.

Стимулирование сбыта это чаще краткосрочные поощрительные меры, направленные на активизацию сбыта товара. Его объектами являются потребители, торговые посредники, собственный торговый персонал. Основными инструментами стимулирования потребителей являются: установление ценовых скидок в пределах определенного периода времени; предоставление клиентам дисконтных карт, предоставление возможности бесплатной пробы товара.

Связи с общественностью (РR) - это установление отношений с общественностью, направленных на продвижение товаров, формирование и защита имиджа компании. Основными функциями РR являются: формирование лояльного (дружественного) отношение СМИ к компании, обеспечение сведения компании (товаров, торговых марок); формирование и развитие ее имиджа; подготовка "общественного мнения" до принятия определенного решения. К объектам РR-акций относятся: потребители; СМИ; сотрудники компании.

Персональная продажа - это личное общение продавца с потенциальным покупателем (конечным потребителем или торговым посредником) с целью продажи товара. Его формами являются непосредственное "живое" общение, общение по телефону или через Интернет. Субъектами персональных продаж являются сотрудники предприятия-продавца; агенты по сбыту; продавцы в специализированных магазинах и магазинах самообслуживания.

Прямой маркетинг - способ продвижения товара, который предусматривает использование прямых коммуникаций с его потребителями. К его основным инструментам относятся: отправка каталогов; почтовые обращения; телефонный маркетинг; интерактивная реклама с обратной связью; Интернет-маркетинг.


  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга