Маркетинговая среда и виды маркетинга


Наверное, не существует таких семей, в которых бы у родителей не возникало проблем с детьми. Дети способны не только радовать своих родителей, но и волновать и даже сильно огорчать их. Такова жизнь, в мире нет ничего идеального.

Родители, естественно, пытаются выяснить причины "отклонений" в поведении своих отпрысков. И довольно часто они связывают их с тем окружением, или средой, в которой находится ребенок. А среда - это прежде всего друзья сына или дочери. Порой нам приходится слышать печальный голос с нотками оправдания: "Мой сын - неплохой ребенок, но та среда, в которой он постоянно находится...". Или наоборот: "Я очень рад, что у моей дочери появились такие подруги. Она стала лучше учиться".

Итак, мы признаем то, насколько сильное влияние имеет внешняя среда, или, другими словами, наше социальное окружение.

В экономике - аналогичная ситуация. Экономика является сферой социальных отношений. Любая организация как экономический субъект имеет отношения с другими организациями и отдельными лицами. Современная жизнь - это мир отношений, интенсивных и масштабных. Нам трудно представить личную жизнь без контактов с другими людьми. Они могут быть как случайными, эпизодическими, так и постоянными, регулярными. Именно те люди, с которыми мы общаемся постоянно, создают для нас определенное окружение, социальную среду нашей жизни. Такой же ситуация и в отношении организаций.

Ни одна организация не является изолированным субъектом. Предпринимательская организация в принципе не может быть независимым субъектом. Положение компании, условия ее деятельности предусматривают существенную зависимость от других субъектов, от целого ряда факторов и процессов, неподвластных компании. Эта зависимость фокусируется в понятии "маркетинговая среда организации".

Кроме того, следует учитывать, что условия деятельности организации постоянно меняются. Динамика, а не статика, является нормой жизни. Изменения происходят как в результате определенных инициатив, например, самой организации, так и по независящим от него причинам. Важно путем построения соответствующей системы управления адаптировать компанию к изменениям в маркетинговой среде ее деятельности.

Маркетинг, как деятельность, может быть представлен в разных аспектах - в зависимости от цели, территории и т.п.. И в этом смысле выделяют различные виды маркетинга, помогающий лучше понять его особенности.

В этом разделе рассматривается маркетинговая среда организации - его микро-и макросферы, соответствующие субъекты и факторы, а также анализируются основные виды маркетинга.


Маркетинговая среда организации - это совокупность субъектов и факторов, действующих вне предприятия и влияющих на его маркетинговую деятельность.

Микросреда - это совокупность субъектов, формирующих текущее, ближайшее окружение организации, прямо или косвенно влияют на его рыночную деятельность.

Маркетинговую микросреду формируют: потребители продукции; поставщики ресурсов, оборудования, материалов и проч.; Предприятия-конкуренты; торговые посредники, которые взаимодействуют с предприятием по сбыту его продукции; контактные аудитории.

Контактные аудитории - организации (их представители) или отдельные лица, проявляющие интерес к деятельности предприятия и способны влиять на достижение его целей. К контактным аудиториям можно отнести: владельцев и работников предприятия; кредиторов, дебиторов, финансовые учреждения, обслуживающие предприятие; СМИ; общественные организации; популярных лиц.

Маркетинговая макросреда - совокупность факторов, действующих в рамках широкого экономического пространства (как правило, это экономика страны).

К факторам маркетинговой макросреды предприятия можно отнести:
  • экономические (динамика ВВП, уровень инфляции, динамика курса национальной валюты);
  • политико-правовые (законодательство, регуляторная деятельность правительства, влияние политических и общественных организаций);
  • технологические;
  • природно-географические (наличие и доступность минеральных ресурсов; климатические условия производства товаров; территориальное расположение);
  • социально-культурные факторы: демографические (возрастная, половая, национальная структура населения, рождаемость, смертность);
  • социально-экономические (уровень доходов, уровень образования); традиции.
К основным видам маркетинга относятся:
  • по признаку цели маркетинговой деятельности - коммерческий и некоммерческий маркетинг;
  • по признаку субъектно-отраслевой сферы реализации продукции - потребительский и промышленный маркетинг;
  • по признаку территориальной сферы реализации продукции - внутренний и внешний маркетинг;
  • по признаку приоритетности в постановке маркетинговых задач - стратегический и тактический (оперативный) маркетинг;
  • по признаку состояния спроса на продукцию и маркетинговой реакции на него - конверсионный маркетинг;
  • стимулирующий маркетинг;
  • ремаркетинг;
  • креативный;
  • синхромаркетинг;
  • демаркетинг и противодействующий маркетинг.
Факторами потребительского поведения являются: личностные характеристики потребителя (возраст; доходы, оценки своих текущих и перспективных экономических возможностей; семейное положение, этап жизненного цикла семьи; особенности характера, самооценки); психологические факторы (особенности мотивации; особенности восприятия окружающего мира, явлений и процессов, происходящих в нем, особенности восприятия собственного потребительского опыта, имеющиеся убеждения и установки); культурные факторы, социальные факторы.

Процесс индивидуального потребительского выбора можно разделить на следующие этапы: осознание проблемы (потребности); поиск информации, связанной с возможностями решения проблемы, выявление и оценка имеющихся вариантов решения проблемы, принятие решения о покупке товара; самооценка осуществленной покупки.

Промышленный (деловой) маркетинг является маркетинговой деятельностью, направленной на потребителей-организаций. Основные отличия потребителей-организаций: приобретенный товар используется либо как ресурс для нового товара, или как объект перепродажи или передачи в аренду; количество потребителей-организаций значительно меньше, чем домашних хозяйств; продавцы имеют возможность установить с потребителями-организациями постоянные, персонифицированные и тесные отношения; процедура принятия решений о приобретении товаров существенно отличается от процедуры индивидуальных потребителей (существенное уменьшение роли эмоциональных факторов, коллективный характер, наличие больших возможностей влияния на потребителя); существование значительного количества организаций-потребителей, которым свойственны существенные колебания в спросе.


  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга