Главная » Статьи » Все про маркетинг

Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)

Директор (заместитель директора) по маркетингу

 
Задача:
 
  • Формирование, управление и совершенствование маркетинговой структуры на предприятии.
  • Руководство разработкой и реализацией стратегий маркетинга (ценовых, товарных, конкурентных, коммуникационных и др.)., Соответствующие корпоративной политике предприятия.
  • Руководство разработкой и реализацией тактики маркетинга, определяет корпоративное поведение предприятия на рынке в целях корпоративной политики.
  • Руководство исследованиями, связанными с изучением конъюнктуры рынка и спроса на товары и услуги предприятия.
  • Координация деятельности производственных и маркетинговых подразделений предприятия по выполнению требований потребителей.
  • Координация производственно-коммерческой деятельности предприятия в соответствии с платежеспособности потенциальных покупателей и динамики спроса на целевом рынке.
  • Оптимизация размещения на оговоренной территории производственных подразделений предприятия с целью их максимального приближения к основным концентрированных групп потенциальных потребителей, которые образуют целевой рынок продуцента.
  • Забота о формировании имиджа предприятия, организация и координация мероприятий, связанных с паблик рилейшнз.
  • Управление процессами рекламы и стимулирования сбыта продукции предприятия.
  • Управление кадровой политикой и персоналом в маркетинговой системе предприятия.
  • Формирование сбытовой сети и управление каналами распределения товаров и услуг.
 
Обязанности:
 
  • Быть в курсе всех событий, происходящих на предприятии, которые могут сказаться на его деятельности.
  • Отслеживать и анализировать факторы внешней среды, влияющие на положение предприятия, его корпоративную политику и поведение на рынке.
  • Выявлять тенденции и прогнозировать развитие внешней среды.
  • Уметь выявлять причинно-следственные связи между фактами и событиями, которые происходят в производственно-коммерческой деятельности предприятия.
  • Организовывать всесторонние и тематические исследования рынка, его особенностей, закономерностей, тенденций и перспектив развития.
  • Организовать постоянное изучение спроса на продукцию, совершенствовать методики проведенных исследований (кабинетных, полевых).
  • Диагностировать проблемы внутрисистемного характера, определять причины и источники их возникновения, находить способы их решения.
  • Регулярно проводить ретроспективный анализ внешней и внутренней среды и соответственно этому координировать систему целеполагания.
  • Изучать структуру и динамику контингента потенциальных потребителей, модели поведения покупателей, возможности привлечения и удержания заказчиков.
  • Изучать структуру и динамику конкурентной среды, стратегии и тактики конкурентов, разрабатывать новые подходы, приемы и методы наступательной и оборонительной конкуренции.
  • Изучать структуру и динамику ассортимента моделей предложения, представленных на отраслевом и территориальном рынках.
  • Организовывать и контролировать работу по соблюдению и повышения качества изготовленных (реализованных) товаров и услуг.
  • Изучать характеристику (преимущества и недостатки) различных технологий производства и потребления продукции, отслеживать появление в области новых технологий.
  • Объективно анализировать конкурентоспособность предприятия и его продукции, осуществлять позиционирование, разрабатывать меры по их повышению и улучшению.
  • Обеспечивать концентрацию ресурсов (материальных, технических, финансовых, трудовых, информационных, интеллектуальных, энергетических) для решения текущих задач и достижения стратегических целей.
  • Организовывать разработку, реализацию и контроль маркетинговых планов, проектов, программ, кампаний и мероприятий.
  • Определять, аргументировать, отстаивать и контролировать маркетинговый бюджет, балансы, сметы и нормы расходов, объемы и целесообразность затрат ресурсов.
  • Анализировать издержки обращения, выявлять и ликвидировать экономически необоснованные расходы.
  • Вместе с производственными, экономическими и другими службами предприятия принимать участие в определении себестоимости выпускаемой продукции, поиска возможностей ее снижения и способствовать разработке оптимального соотношения элементов в структуре себестоимости.
  • Рассчитывать и прогнозировать размеры прибыли предприятия: в целом; по территориям; товарным группам; моделях предложений; потребительских сегментах, а также по отдельным коммерчески сбытовых подразделений.
  • Управлять деятельностью маркетинговых подразделений, координировать взаимодействие и оказывать им своевременную помощь в пределах предоставленных полномочий.
  • Регулировать взаимосвязи маркетинговых подразделений с другими структурами предприятия.
  • Обеспечить заказами производственно-сбытовые подразделения предприятия.
  • Управлять хозяйственными связями с деловыми партнерами по продвижению на рынок, получения заказов и реализации продукции.
  • Обеспечить контроль за выполнением договорных обязательств.
  • Следить за сохранностью важной для предприятия информации и обеспечивать меры по предотвращению ее утечки.
  • Уметь подбирать торговый и операционный персонал, организовывать обучение и повышение квалификации работников маркетинговых подразделений.
  • Обеспечить понимание маркетинговой концепции и соблюдение соответствующих принципов, требований и подходов всеми сотрудниками предприятия, в том числе и руководства.
  • Умело стимулировать повышение производительности труда и качество работы подчиненных, создавать условия для продвижения перспективных сотрудников.
  • Быть опорой и гарантом соблюдения корпоративной культуры, философии и поддерживать атмосферу коллективной единства.
  • Вовремя избавляться от ненужных сотрудников и эффективно использовать систему наказания недобросовестных подчиненных.
  • Создать, наладить и совершенствовать систему маркетингового информационного обеспечения всего коллектива предприятия согласно должностного положения каждого руководителя или сотрудника.
  • Анализировать, обобщать и формализовать предложения и рекомендации руководства и всех работников предприятия по совершенствованию деятельности маркетинговых подразделений, а также реализации коммерческой функции предприятия.
  • Анализировать претензии и рекламации, поступающие от потребителей, осуществлять контроль за их полным удовлетворением в установленные сроки, работать над снижением количества жалоб.
  • Стремиться к формированию лояльных отношений с заказчиками, смежниками по стратегическому альянсу и другими деловыми партнерами.
 
Права:
 
  • В пределах предоставленных полномочий действовать от имени предприятия в учреждениях и организациях, заключать разного рода договоры (купли-продажи, о совместном сотрудничестве, проведения исследований, осуществления разработок, распределение сфер влияния и т.п.).
  • В пределах своей компетенции давать поручения работникам предприятия на осуществление хозяйственных операций.
  • Согласно должности управлять деятельностью всех подразделений маркетинговой структуры.
  • В случае необходимости вмешиваться в деятельность подчиненных структурных подразделений и ответственных лиц с целью координации и спрямовування их работы в нужном направлении.
  • Участвовать в разработке концептуальной базы, корпоративной политики предприятия и принципы его поведения на рынке.
  • Для реализации маркетинга получать нужную информацию от любого подразделения, руководителя или сотрудника предприятия.
  • Заботиться о защите информации и разрабатывать меры по предотвращению ее утечки.
  • Заниматься необходимыми исследованиями, изучением данных и обработкой материалов для разработки планов, программ, проектов, стратегий, кампаний, мероприятий и прочего по маркетингу.
  • Распоряжаться выделенными ресурсами в пределах утвержденного бюджета, квот и нормативов.
  • По согласованию с руководством привлекать дополнительные ресурсы и кадры для решения поставленных задач и достижения соответствующих целей.
  • Представлять руководству предприятия предложения и рекомендации по организации (изменения, усовершенствования и т.д.) производственно-коммерческих процессов.
  • Не нанося ущерб предприятию, выражать свое мнение и мнения о конкретных аспектов деятельности и оценки ситуаций.
  • Внедрять (распространять) опыт передовых предприятий в соответствующей отрасли и на обусловленном рынке.
  • Участвовать в проведении кадровой политики предприятия, в том числе по вопросам приема и увольнения работников, обучение персонала, повышение квалификации сотрудников.
  • В пределах имеющихся полномочий поощрять отдельные подразделения и работников, привлекать виновных к ответственности, наказывать за допущенные нарушения.
 
Ответственность:
 
  • За разработку, реализацию и контроль единой (или специфической *) коммерческой политики для всех подразделений, филиалов, представительств и дочерних фирм, входящих в состав предприятия;
  • За обеспечение комплексного подхода в системе управления маркетинговой структурой;
  • За эффективную координацию и согласованность функциональной деятельности маркетинговых подразделений предприятия;
  • За объективность, полноту и регулярность проведения маркетинговых исследований по рынку, продукции, продвижения, цен, потребителей, конкурентов, инструментария маркетинга;
  • За достоверность, точность, адресность и своевременность предоставления маркетинговой информации;
  • За состояние и пополнение базы данных для маркетинговой и коммерческой деятельности предприятия;
  • За реальность выполнения и оптимальность маркетинговых планов и программ;
  • За рациональность и согласованность проведения маркетинговых кампаний и мероприятий;
  • За продвижение и сбыт продукции на обусловленном рынке;
  • За соблюдение утвержденных стандартов в производстве и реализации продукции, а если таковых нет, то за поддержание (повышение) качества обеспечения потребителей;
  • За установление выгодных для предприятия хозяйственных связей с покупателями и деловыми союзниками по сбыту;
  • За разработку стратегий и обеспечение мероприятий по конкурентной защиты предприятия на рынке;
  • За формирование имиджа предприятия в глазах потребителей и общественности;
  • За эффективность рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта продукции предприятия;
  • За выполнение намечаемых показателей по прибыли (в целом, а также в товарных, территориальных, потребительском разрезах);
  • За соблюдение маркетингового бюджета и нормы расходов на выполнение различных видов деятельности;
  • За своевременное выявление рыночных тенденций и разработка конструктивных предложений по перспективному развитию предприятия;
  • За подбор, компетентность и обоснованность состава персонала в маркетинговой структуре;
  • За действенность системы мотиваций подчиненных к работе и формирование благоприятного климата в коллективе;
  • За результаты работы по предупреждению или удовлетворения претензий и жалоб потребителей.
 

Отдел планирования и контроля маркетинга

 
Задача:
 
  • Разработка прогнозов перспектив развития предприятия, его положения на рынке, состояния конкуренции, превращение статуса в корпоративном сообществе и межотраслевом кластере, изменения производственной ориентации и др..
  • Определение главной маркетинговой цели и создания системы целеполагания для всех элементов маркетинговой структуры.
  • Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной корпоративной политики предприятия.
  • Разработка нескольких вариантов маркетингового плана (разнообразное планирования) деятельности предприятия.
  • Вместе с ответственными подразделениями выработка маркетинговых стратегий по определенным направлениям и их согласования.
  • Разработка оборонительных и наступательных стратегий, в том числе по захвату (в случае необходимости) новых рынков сбыта.
  • Согласование маркетинговых планов с планами предприятия (развития, производства, финансов, научных исследований, кадрового обеспечения).
  • Подготовка предложений и рекомендаций по формированию производственного потенциала (мощностей) и разработка плана производства на перспективу.
  • Разработка системы маркетинговых показателей.
  • Определение стратегических и тактических целей, а также формализация соответствующих задач маркетинговым подразделениям предприятия.
  • Формирование двух-трехуровневой системы контроля достижения маркетинговых целей, решения задач, реализации планов и программ.
  • Создание системы контроля качества изготовленных и реализованных потребителям товаров (услуг).
 
Функции:
 
  • Изучение динамики в потребительском и корпоративном среде, изменений потребностей, потребностей и потребительских ожиданий.
  • Выявление, анализ, учет специфики и особенностей производственно-коммерческой деятельности предприятия в отраслевом и территориальном аспектах.
  • Анализ и оценка потенциала маркетинговых возможностей предприятия.
  • Составление на предстоящий период балансов спроса и предложения.
  • Разработка стратегии и мер воздействия на факторы, определяющие состояние целевого рынка и производственно-коммерческую деятельность предприятия.
  • Разработка глобальных стратегий, определяющих политику продуцента на рынке и отражают сущность корпоративной философии и культуры предприятия (например, стратегии специализации или диверсификации, стандартизации или индивидуализации, наступления или обороны, полной независимости или участия в союзах и т. п.).
  • Координация и согласование действий всех функциональных подразделений в выработке и реализации единой коммерческой политики.
  • Контроль за достижением целей и решения задач маркетинговыми подразделениями предприятия.
  • Анализ информации о структуре и текучесть контингента потребителей, поступления и содержание заказов. Разработка на их основе прогнозов по оптимизации соответствия потенциала предприятия требованиям обусловленного рынке.
  • Выявление тенденций развития научно-технического прогресса, появление новых технологий и факторов, связанных с производством или потреблением товаров и услуг, на которых специализируется предприятие.
  • Разработка системы стандартизированных параметров производства и качества продукции.
  • Проведение сравнительного анализа издержек обращения, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов.
  • Определение и корректировка параметров наукоемкости, ресурсоемкости, энергоемкости, трудоемкости, себестоимости, цен, прибыльности и рентабельности отдельных товаров и услуг.
  • Определение, анализ и контроль прибыльности проведения маркетинговых мероприятий, кампаний и деятельности в целом.
  • Исходя из маркетинговых исследований рынка, подготовка предложений и рекомендаций относительно планов производства товаров (услуг) по номенклатуре, ассортиментной структуре, объемах и сроками.
  • Участие в разработке планов технологической подготовки производства, продвижения и реализации продукции, технического перевооружения предприятия, проведение научных исследований и т.п..
  • Разработка рекомендаций отдела сбыта по проведению договорной кампании, а другим маркетинговым подразделениям - по развитию, оптимизации и, если нужно, переориентации их функциональной деятельности.
  • Разработка и корректировка многоуровневой системы обороны от конкурентов.
  • Привлечение специализированных организаций и экспертов для решения проблем прогнозирования, планирования и контроля, связанных с маркетингом.
 

Отдел исследования рынка

 
Задача:
 
  • Выявление и изучение факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на модели предложения предприятия, а также конъюнктуры рынка.
  • Сбор, систематизация и анализ экономической и коммерческой информации о возможных рынках сбыта продукции предприятия.
  • Организация корпоративной разведки.
  • Сегментирование отраслевого и территориального рынков по различным критериям и определение целевого рынка предприятия.
  • Выявление новых рыночных ниш и выгодных предприятию потребителей.
  • Определение тенденций, закономерностей и причинно-следственных связей в мировом и национальном производстве товаров и услуг, соответствующих профилю предприятия.
  • Определение системы причинно-следственных связей между различными факторами, влияющими на состояние и развитие целевого рынка и управления продажами.
  • Разработка прогнозов конъюнктуры рынка, платежеспособного спроса и состояния конкуренции в обусловленной рыночной ситуации.
  • Анализ конкурентоспособности предприятия в товарном, ценовом, качественном, затратном и другом разрезах.
  • Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и самого предприятия на обусловленном рынке.
  • Осуществление товарного и корпоративного позиционирования на целевом рынке.
 
Функции:
 
  • Разработка планов, технологий и методов исследования рынка, потребительского и конкурентной среды, потребностей, мотиваций, поведения, товарной номенклатуры на профильном рынке и ассортиментной структуре на отраслевом и территориальном рынках, цен, изучение системы целеполагания, политики и поведения конкурентов.
  • Организация и проведение полевых и кабинетных исследований отраслевого и территориального рынков, на которых предполагает действовать предприятие.
  • Изучение природы, анализ и прогнозирование диалектики факторов, образующих конъюнктуру потенциальных рынков сбыта продукции предприятия.
  • Определение соотношения спроса и предложения на конкретные виды товаров (услуг).
  • Выявление финансового положения потенциальных покупателей и определение на основе этого реального платежеспособного спроса на целевом рынке.
  • Анализ объемов производства, технического уровня, качества продукции конкурентов и соответствия их потребительским ожиданиям, выявление преимуществ и недостатков по сравнению с продукцией провайдера.
  • Обоснование предложений по привлечению сторонних специализированных организаций для решения проблем маркетинговых исследований.
  • Привлечение экспертов для анализа и оценки результатов маркетинговых исследований, а также для разработки предложений, связанных с маркетинговой деятельностью.
  • Расчет емкости целевого рынка и его составляющих сегментов для продукции предприятия.
  • Определение доли предприятия и его конкурентов на обусловленном рынке.
  • Составление и корректировка карты территориального размещения и потенциальных заказчиков.
  • Анализ мотивов определенного отношения потребителей к предлагаемым им товаров или услуг.
  • Изучение моделей поведения различных групп потребителей при разных обстоятельствах на обусловленном рынке.
  • Подготовка предложений по оптимальному размещению производственно-сбытовых подразделений предприятия на охватываемой (увлекаемый) территории.
  • Ориентация персонала из числа разработчиков, сбытчиков и производителей товаров (услуг) на выполнение требований потребителей.
 

Служба информации

 
Задача
 
  • Организация и развитие системы маркетингового информационного обеспечения на предприятии.
  • Анализ данных статистической отчетности предприятия и статистической информации о потребителях, посредников, конкурентов и союзников.
  • Накопление, хранение, переработка (подготовка) и выдача информации в нужном виде для определенных пользователей.
  • Формирование, расширение и совершенствование баз данных по всем аспектам, связанным с рынком и производственно-коммерческой деятельностью предприятия.
  • Обеспечение внутренне системной защиты от утечки информации.
  • Обоснование, планирование и обеспечение условий, а также необходимых ресурсов для осуществления корпоративной разведки.
  • Создание информационно-диспетчерского центра для оперативного управления информационными потоками и текущей маркетинговой деятельностью.
 
Функции:
 
  • Сбор, систематизация и подготовка данных для обработки с помощью электронно-вычислительной техники.
  • Управление системой информационного обеспечения, в том числе по правовым, производственных, финансовых, коммерческих, маркетинговых, экологических, таможенных и других вопросов.
  • Создание и развитие инфраструктуры системы маркетингового информационного обеспечения соответствующих подразделений и ответственных лиц.
  • Изучение достоинств и недостатков новых технических средств и технологий получения и защиты маркетинговой информации.
  • Обучение руководства и персонала современным технологиям сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации.
  • Обеспечение подразделений предприятия техническими средствами получения, обработки, хранения и передачи маркетинговой информации.
  • Обеспечение маркетинговых подразделений, ответственных сотрудников, внештатных агентов и помощников предприятия (работающих у потребителей, конкурентов, органах управления и в других структурах) эффективным связью (телефонной, факсимильной, электронной и др.) в реальном режиме времени.
  • Осуществление контроля и проведение работ по обеспечению совместимости технических средств и технологий в системе маркетингового информационного обеспечения.
  • Углубление интеграции системы маркетингового информационного обеспечения и обще-корпоративной системы информационного обеспечения предприятия.
  • Интеграция внутренней (локальной) системы маркетингового информационного обеспечения с внешними информационными системами.
  • Адаптация локальных информационных сетей в межфирменных, региональных, национальных и международных информационных сетей.
  • Анализ и оценка эффективности функционирования системы маркетингового информационного обеспечения.
  • Подготовка предложений и рекомендаций для руководства и отдельных подразделений по оптимизации системы информационного обеспечения в маркетинговой структуре предприятия.
  • Обоснование расходов на формирование, развитие и управление системой маркетингового информационного обеспечения, выявление и ликвидация причин возникновения неоправданных расходов.
  • Разработка и реализация мероприятий по дезинформации конкурентов.
  • Управление работой информационно-диспетчерского центра в процессе оперативного управления маркетинговой деятельностью.
 

Отдел рекламы и стимулирования сбыта (спроса)

 
Задача:
 
  • Выявление наиболее эффективных направлений и способов осуществления рекламы с учетом специфики рынка, особенностей товаров или услуг, возможностей и условий деятельности предприятия.
  • Разработка стратегии рекламы предприятия и его продукции в деловых кругах.
  • Формирование потребностей и потребительских ожиданий среди потенциальных потребителей.
  • Обоснование и структуризация рекламного бюджета, определение необходимых нормативов.
  • Разработка содержательной части рекламы, планирование, организация и проведение рекламных кампаний.
  • Обеспечение доверия потребителей к предприятию и его продукции.
  • Разработка форм и методов стимулирования сбыта (спроса) с учетом особенностей различных сегментов целевого рынка.
  • Разработка программ, кампаний и отдельных маркетинговых мероприятий, способствующих стимулированию сбыта (спроса) реализованной продукции.
 
Функции:
 
  • Определение и реализация внутренних возможностей предприятия по осуществлению рекламной деятельности.
  • Составление смет расходов на проведение рекламных мероприятий и реализацию стимулирующих средств, а также осуществление контроля за их соблюдением.
  • Поиск и выявление внешних (независимых) рекламных структур, отвечающих требованиям рекламодателя для привлечения их к рекламе продукции предприятия.
  • Подготовка договоров и установления связей с рекламными агентствами и другими организациями по проведению рекламы.
  • Управление рекламой с помощью средств массовой информации, внешних и электронных средств, а также почтовых рассылок.
  • Участие в разработке рекламы, осуществляемой в процессе реализации прямого маркетинга и в ходе продвижения товаров и услуг с помощью союзов.
  • Разработка рекламных доводов и обращений с учетом структуры и специфики потребительского контингента.
  • Участие в выставках, ярмарках, тендерах, презентациях и других торгово-коммерческих мероприятиях, на которых возможно присутствие представителей потенциальных потребителей.
  • Разработка моральных и физических стимулов для привлечения новых покупателей, удержание существующих и возвращения прежних потребителей.
  • Создание системы разнородных стимулов для различных категорий потребителей с учетом различных ситуаций.
  • Разработка логотипа, девизов и лозунгов, а также всего комплекса компонентов торговой марки, что повышает эффективность рекламы и стимулирует спрос.
  • Разработка и совершенствование фирменного стиля и реализация его в рекламе с помощью фирменных изделий (вывесок, плакатов, буклетов, афиш, экспресс-информации).
  • Создание и совершенствование атрибутов, которые материализуют услуги рекламируют предприятие и его продукцию, а также стимулирующее спрос.
  • Анализ содержания рекламы, ее влияния на реализацию отдельных товаров и услуг, а также на информированность потребителей и восприятие ими предприятия и его продукции.
  • Обеспечение рекламными материалами всех маркетинговых подразделений, которые контактируют с внешней средой, а также внештатных сотрудников и союзников по альянсу с целью расширения охвата рынка и создания эшелонированной рекламы.
  • Определение эффективности и своевременности рекламы.
  • Изучение опыта других предприятий для успешного проведения рекламы и стимулирования спроса. Работа по его (опыта) адаптации к предприятию.
  • Разработка предложений по совершенствованию планирования, организации и управления рекламными кампаниями и отдельными мероприятиями рекламного характера.
 
Продолжение темы "Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела" см. здесь.


  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга
  • Категория: Все про маркетинг | Добавил: Маркетинг (26.04.2012)
    Просмотров: 4452 | Теги: задачи, права и обязанности сотрудников мар