Главная » Статьи » Все про маркетинг |
Розничная торговля в системе маркетинга
Розничная торговля с точки зрения маркетинга рассматривается как предпринимательская деятельность, связанная со сбытом товаров и услуг конечным потребителям, с ориентацией на запросы и предпочтения покупателей.
Цель розничной торговли состоит в обеспечении сбыта товаров и услуг посредством удовлетворения потребностей покупателей и получении на этой основе прибыли. Роль розничной торговли в системе маркетинга проявляется в ее функциях: - Обеспечивает реализацию маркетинговой стратегии; - Участвует в процессе сортировки, аккумулирует ассортимент товаров от большого числа производителей и предлагает их для продажи с ориентацией на запросы потребителей; - Предоставляет информацию потребителям через рекламу, другие средства коммуникации, а также через персонал; - Содействует в маркетинговых исследованиях других участников каналов сбыта; - Осуществляет хранение товаров, устанавливает на них цены, размещает в торговых помещениях и осуществляет другие операции с товарами; - Подписывает соглашения; - Осуществляет кредитную политику; - Предоставляет разнообразные услуги. Концепция круговорота розничной торговли заключается в том, что новые виды розничных торговцев начинают свою деятельность с торговых операций нижнего уровня, характеризующиеся низким доходом и низкой ценой, а затем осуществляют торговые операции с более высокими ценами и широким спектром услуг, становясь фактически традиционными розничными торговцами. Таким образом, чтобы поддерживать успешную деятельность, розничные торговцы должны адаптировать и изменять свой бизнес в соответствии с изменениями во внешней среде. Круговорот розничной торговли объясняет эволюцию и развитие новых видов розничных магазинов. Как правило, розничные торговцы начинают с широкого ассортимента товаров. За ними идут розничные торговцы, предлагающие узкий или специализированный товарный ассортимент, их, в свою очередь, вытесняют торговцы с широким ассортиментом товаров, оперирующих большими партиями. Таким образом, осуществляется цикл: "общий - специфический - общий". Это явление получило название "колесо розничной торговли", то есть появление в результате циклических изменений новых предприятий. В последние годы сложились определенные тенденции в современной розничной торговле: - Растущее значение специализированной торговли; - Развитие торговли со скидками; - Развитие внемагазинной торговли; - Переход от расширения к консолидации розничной торговли (розничные предприятия стали уделять больше внимания повышению результативности существующих торговых предприятий, а не их расширению путем открытия новых). Различают три группы розничных торговых предприятий: * традиционные - разделяют на: - Непродовольственные магазины: специализированные магазины (небольшие магазины, торгующие ограниченным товарным ассортиментом), универмаги (с разнообразным ассортиментом и полным перечнем услуг), дисконтные магазины и магазины массовых товаров (с ограниченным кругом услуг и разнообразным товарным ассортиментом по низким ценам); - Продовольственные магазины: удобные магазины (близлежащие магазины с более длинным рабочим днем), супермаркеты (с низкими издержками и значительным оборотом товаров в широком ассортименте), суперсторы (крупные магазины, в которых наименований товаров вдвое больше, чем в супермаркетах), складские магазины (торгующие со значительными скидками в простых помещениях складского типа), гипермаркеты (гигантские магазины, имеющие в наличии как продукты питания, так и различные непродовольственные товары по низким ценам); * новые - к ним относятся: - "Убийцы" товарных категорий - это новый тип агрессивных дисконтера, предлагающих широкий ассортимент товаров определенной категории, их агрессивная ценовая стратегия основана на том, чтобы закупать огромное количество товара и предлагать его по более низким, чем у конкурентов, ценам с целью ликвидации большинства них; - Торговые комплексы - по размерам торговой площади (до 10 тыс. кв. м) превосходят универсамы широкого профиля, они сочетают в себе: универсам, магазин сниженных цен и склад-магазин; - Клубы-склады - торгуют ограниченным ассортиментом марочных товаров крупными партиями по низким ценам, получая экономию за счет низкого уровня издержек, расположение на окраинах города и наличия складских помещений; - Магазины-демонстрационные залы, торгующие по каталогам - предлагают широкий ассортимент дорогих марочных товаров по сниженным ценам; имеют низкие расходы и получают прибыль за счет массовых закупок по низким ценам, товары, выставленные на продажу, перечисленные в каталогах, расположенных на прилавках магазина; покупатели заполняют формуляр-заказ на товар и передают его торговом работнику, который оформляет сделку. * внемагазинной торговля - это торговля с помощью каталогов, телевизионных сетей, торговых автоматов, развозной торговли и прямая почтовая рассылка. Маркетинговые решения в розничной торговле принимают по следующим направлениям: * маркетинговые решения по выбору стратегии развития - стратегии розничных предприятий, ориентированных на привлечение потребителей в свои магазины и обеспечение ассортимента, с которого можно было бы сделать выбор, разработка стратегий розничной торговли предусматривает: - Выявление и оценку возможностей и рисков, заложенных во внешней среде, это стовуеться следующих факторов: потребители, конкуренция, технология, государственное регулирование, экология и состояние экономики; - На основе результатов мониторинга внешней среды предприятия выдвигают цели, как стратегические, так и тактические; - Разрабатывая стратегию, предприятию следует определить, будет ли она проактивной - устанавливать целенаправленные действия или реактивной - будет предусматривать реакцию предприятия на непредвиденные изменения, или будет комплексной; * маркетинговые решения, связанный с определением целевого рынка - без определения и изучения целевого рынка розничный торговец не сможет принимать обоснованные решения относительно ассортимента, атмосферы магазина, средств на рекламу, уровня цен и т. п.; * маркетинговые решения в сфере разработки комплекса маркетинга: -Решение о номенклатуре товаров, глубину, широту товарного ассортимента - товарный ассортимент розничного предприятия должен соответствовать запросам целевых покупателей, в зависимости от запросов покупателей ассортимент можно устанавливать узким и мелким, узким и глубоким, широким и мелким, широким и глубоким, после того как предприятие определит свою товарную стратегию, необходимо принять решение относительно источников поставок, политики и методов закупок; -Решение относительно услуг и атмосферы магазина - следует принимать одновременно с решениями по товару; одними из важнейших факторов успеха магазина является перечень услуг (табл. 1) и его внутренняя атмосфера, рассчитанная на целевых потребителей, подталкивает их не только на осуществление единовременных покупок, но и на то, чтобы они стали постоянными покупателями; -Решения, связанный с ценой - установление цен должно осуществляться характеристик целевого рынка, товаров, услуг и уровня конкуренции, определение уровня цен розничные предприятия осуществляют методом наценки (добавляя определенный процент к покупной стоимости товара) также принимаются решения относительно уровня скидок и времени их предоставления; -Решение в сфере продвижения - прежде всего, касаются личной продажи, стимулирования сбыта и рекламы, для привлечения покупателей и интенсификации покупок розничные торговцы применяют: рекламные объявления, специальные распродажи, купоны, программы "постоянных покупателей", дегустации и др..; -Решения, связанные с распределением, местоположением - принимаются относительно стратегии распределения каналов распределения (тип, руководство, длина, ширина, интенсивность). Таблица 1: Услуги, предоставляемые перед покупкой
В каналах распределения существуют пять фактории, которые влияют на уровень предоставляемых услуг: -Размер партии - чем меньше размер партии, тем больший уровень услуг может быть предоставлен в данном канале; - Время ожидания - ускоренное обслуживание, обычно требует повышенного уровня услуг; - Удобство расположения - облегчение совершения покупки, должна подкрепляться мерами прямого маркетинга; -Разнообразие продуктов - покупатели предпочитают большому ассортименту, потому что, когда у них есть из чего выбирать, шансы сделать удачную покупку выше; - Дополнительные услуги - чем больше дополнительных услуг, тем больше эффективность канала распределения. Мерчандайзинг - это планирование и осуществление деятельности по активизации продаж и создания удобств для покупателей. Комплекс мер и средств мерчандайзинга направлен на обеспечение оптимальной эксплуатации торговой площади и высокой рентабельности. Мерчандайзинг предусматривает следующие мероприятия: - Развитие активных форм продажи; - Изложение, демонстрации товаров; - Упаковка; - Маркировка; - Гибкую ценовую политику; - Внутримагазинную рекламу; - Дополнительные торговые услуги; - Стимулирование сбыта. После реализации всех маркетинговых решений, принятых в розничной торговле, следует определить их эффективность. Эффективность продаж в конкретном магазине определяют с помощью следующих показателей: - Количество людей, проходящих мимо магазина в среднем за день; - Процент вошли в магазин; - Процент, совершивших покупку; - Средний объем покупки. Кроме этого, необходимо сделать оценку и контроль всей торговой деятельности. Эффективность на уровне предприятия оценивается путем сопоставления полученных результатов с прогнозными показателями продаж и рентабельности. На уровне магазина сопоставляются фактические и прогнозные показатели продаж по каждому из отделов и товарным ассортиментом. Таблица 2:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Все про маркетинг | Добавил: Маркетинг (27.04.2012) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 6970 | |