Главная » Статьи » Все про маркетинг

Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров

Конкурентоспособность товара - это преимущество его на рынке, которая обеспечивает успешный сбыт в условиях конкуренции.

Конкурентоспособный товар должен удовлетворять запросы покупателя (потенциального потребителя) на высшем уровне, в большей степени соответствовать его предпочтениям, чем товары конкурентов или предыдущие варианты предложения этого предприятия.

Степень удовлетворения запросов покупателей зависит от ряда факторов, которые и являются факторами конкурентоспособности:
Технические факторы (прочность, скорость, эстетические характеристики, безопасность, функциональность и др..)

Технико-экономические факторы (надежность, материалоемкость, энергоемкость, удобство монтажа и т.д.);

Организационно-коммерческие факторы (цена, условия платежа, сроки поставки, базисные условия контракта, эффективность маркетинга и рекламы, уровень предпродажного и послепродажного сервиса, сертификация товара и т. д.);

 Деловая репутация производителя (поставщика) и характер межличностных отношений партнеров (покупателя и продавца).
Конкурентоспособность товара характеризуется параметрами качества и цены потребления.

Цена потребления - сумма продажной цены и всех расходов покупателя (пользователя), имеющие место в течение срока эксплуатации (использования) товара.

Качество товара - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять определенные потребности покупателей в процессе использования, потребления товаров.

По надлежащему качеству на первое место перемещаются организационно-коммерческие составляющие, прежде эффективность маркетинга (ценовая и коммуникационная политика, эффективность каналов сбыта, рыночные стратегии и т. п.).

Предприятия добиваются конкурентных преимуществ по качеству путем системного управления качеством продукции, которое основывается на маркетинговых исследованиях.
 
Принципы управления качеством стандартизированы Международной организацией по стандартизации ICO (международные стандарты ICO серии 9000).

Создание и оптимизация товарного ассортимента

Ассортимент товаров - совокупность товаров, может быть сформирована различными способами. Ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных: для определения сферы применения (бытовая техника) для продажи в определенном ценовом интервале (престижные дорогие изделия) для реализации в конкретных магазинах (супермаркетах, бутиках) для определенной категории потребителей (товары для детей).

Путем дифференциации одного товара можно составить ассортиментную группу.

Если предприятие реализует различные виды товаров, то сумму их ассортиментных групп называют товарной номенклатурой.

В маркетинговой политике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а достаточно широкий параметрический ряд - набор товаров того же типа, но отличаются размером, весом, цветом и т.д.. Параметрические ряды для нескольких типов товаров в совокупности образуют ассортиментный набор.

Формирование ассортимента может осуществляться:
- Созданием параметрического ряда (product line) - горизонтальная стратегия;

- Дифференциацией товара, назначая каждый новый вариант для конкретного рыночного сегмента, - концентрическая стратегия:

- Диверсификацией производства и разработкой товарной номенклатуры (product mix) - конгломеративная стратегия.
Важную роль в товарной политике играет управление ассортиментом (номенклатурой), главной целью которого является его оптимизация. В процессе оптимизации управленческие воздействия направляются на главные характеристики ассортимента:
- Широта - это сумма составляющих его ассортиментных групп;

- Насыщенность - это общее количество всех производимых (реализуемых) товаров;

- Глубина - характеризует степень дифференциации каждого изделия (или разновидности товара);

- Гармоничность - характеризует степень однородности ассортимента относительно преимуществ конечного потребителя, торгового посредника, характера производственного процесса.
Оптимальный ассортимент преимущественно содержит товары, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла товара: стратегические товары (фаза внедрения), прибыльные (фаза роста), поддерживающие (фаза зрелости), тактические (для стимулирования продаж новинок), планируемые к снятию с производства (фаза спада ) и разрабатываемые (стадия НИОКР).

Углубление ассортимента означает добавление товаров той же категории.

Поддержка марки - выпуск нового товара под существующим марочным наименованием. "Поддержка марки" содержит в себе опасность обесценивания первоначальной марки.

Следствием недостаточного контроля за созданием новой продукции может стать внеплановый каннибализм, за которого новая марка неожиданно отбирает выручку в существующей. Плановый каннибализм означает выпуск с помощью новых технологий усовершенствованной продукции, способной конкурировать с бывшими изделиями той же товарной группы.

Сокращение ассортимента - уменьшение его глубины путем исключения альтернативных размеров, моделей или вкусовых оттенков ассортимента.

Сужение ассортимента означает уменьшение его широты путем сокращения разновидностей товаров смежных товарных категорий. Такое сокращение, как правило, обусловлено неудачной попыткой поддержать марку в смежной товарной категории.


  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга
  • Категория: Все про маркетинг | Добавил: Маркетинг (24.04.2012)
    Просмотров: 3818 | Теги: обеспечение конкурентоспособности т, обеспечение качества товаров