Главная » Статьи » Все про маркетинг

Положение о службе маркетинга предприятия

Персонал в комплексе маркетинга играет ведущую роль, поскольку именно от него зависит результативность маркетинговой деятельности. На каком бы высоком уровне не были разработаны другие четыре элемента комплекса маркетинга (товар, цена, распределение, продвижение) без персонала они не могут быть качественно реализованы.

Основными решениями в области персонала службы маркетинга являются:

1) определение целей, задач и функций персонала службы маркетинга;

2) формирование кадрового обеспечения службы маркетинга;

3) мотивация персонала службы маркетинга.

Цели, задачи и функции персонала службы маркетинга определяются Положением о службе маркетинга.

Положение о службе маркетинга юридически закрепляет службу (отдел) маркетинга в составе подразделений предприятия.

Положение о службе маркетинга разрабатывает или руководитель этого подразделения, или (по заказу предприятия) специализированные консультационные или исследовательские предприятия, или руководитель подразделения совместно со специалистами консалтинговых фирм.

Положение согласовывается с руководителями других подразделений предприятия и утверждается руководителем предприятия.

Для разработки Положения необходимо руководствоваться и использовать:

- Законодательство: (Хозяйственный кодекс, Законы "Об информации", "О хозяйственных обществах" и др..)

- Нормативные акты министерств;

- Научные и методические рекомендации по организации маркетинга;

- Квалификационные характеристики маркетологов

- Типовые должностные инструкции;

- Справочную и специальную литературу;

- Типовые схемы построения положений о функциональных подразделениях;

- Приказы и распоряжения руководства предприятия;

- Результаты изучения зарубежного и отечественного опыта. Вводится в действие Положение о службе маркетинга соответствующим приказом по предприятию.

Положение о службе маркетинга включает: общие положения, цели, задачи, функции, права, ответственность, должностные обязанности руководителя и специалистов, организационную структуру службы, взаимосвязь с другими подразделениями.

Цели службы маркетинга. Прежде всего это могут быть: обеспечение удовлетворения потребностей покупателей, обеспечение роста продаж за счет конкурентных преимуществ, снижение затрат за счет более полного учета возможностей предприятия и динамики спроса и др..

Основное требование - целые службы маркетинга должны быть сформулированы таким образом, чтобы реализовать цели предприятия.

Задача службы маркетинга должны устанавливаться таким образом, чтобы их решение обеспечило реализацию целей.

Это могут быть:

- Обеспечение рыночной ориентации деятельности предприятия;

- Сбор, обработка и анализ информации о рынке, изучение потребностей и спроса;

- Подготовка информации для принятия решений по эффективному приспособления производственного, торгово-сбытовой, рекламной, финансовой и т. п. потенциала предприятия с требованиями рынка;

- Формирование спроса и стимулирование сбыта;

- Проведение активной коммуникационной, распределительной и сбытовой политики и др..

Функции службы маркетинга можно разделить на общие и отдельные. Общие функции имеют комплексный характер, а некоторые - конкретизируют комплексные функции.

Различают четыре комплексные функции маркетинга. Анализ функций маркетинга гласит, что в неизменном виде реализуется лишь исследовательская функция. Другие же функции - функция планирования ассортимента продукции, функция сбыта и распределения и функция рекламы и стимулирования сбыта в различных отраслях трансформируются, например, в торговле они приобретают управленческого характера и выражаются в выполнении предприятиями ряда коммерческих и производственных функций.

Права службы маркетинга:

- Разрабатывать и представлять на рассмотрение и утверждение стратегических и тактических программы (планы) маркетинговой деятельности предприятия;

- Осуществлять контроль за реализацией программ;

- Координировать деятельность службы маркетинга с другими подразделениями предприятия;

- Вырабатывать рекомендации по совершенствованию элементов комплекса маркетинга;

- Согласовывать финансовые документы и кадровые вопросы, связанные с деятельностью службы маркетинга, проекты отчетных и прогнозных документов, касающиеся рыночной деятельности предприятия;

- Представлять руководству предложения о делегировании полномочий и компетенций разным уровням управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия для того, чтобы процесс и система управления маркетингом действовали максимально оперативно;

- Вносить в планы предприятия корректировки в зависимости от изменений в маркетинговой среде предприятия (гибкая, адаптивная система управления);

- Разрабатывать предложения о внесении корректировок в организацию системы распределения (оптимизация товарных запасов, складского хозяйства, маршрутов и средств транспортировки товаров, позиционирование товаров и организация мест продаж и т.д.);

- Предоставлять предложения о моральном и материальном поощрении работников предприятий за их вклад в достижение высоких конечных коммерческих результатов хозяйственной деятельности;

- Представлять на рассмотрение руководству предприятия предложения о перестройке организационно-управленческой структуры предприятия в связи с изменениями в маркетинговой среде предприятия;

- Требовать обязательного согласования со службой маркетинга всех мероприятий, касающихся изменений в финансовом положении предприятия, подготовке кадров, технологическом обеспечении производственного процесса и т. п.;
 
- Пресекать любые решения руководителей других подразделений предприятия, которые могут привести к ухудшению положения предприятия на рынке, снижение имиджа предприятия в деловых кругах и т. п.

Этот перечень может быть расширен (или сужен) и уточненный зависимости от характера основной деятельности предприятия, номенклатуры, количества рынков, на которых предприятие уже работает или собирается выйти в ближайшем будущем.

Ответственность службы маркетинга на предприятии следует из объема делегированных ему функций.

Ответственность работников службы маркетинга предполагается прежде всего за:

- Обеспечение руководства и исполнителей необходимой маркетинговой информации по результатам маркетинговых исследований;

- Обоснованность и своевременное корректирование программ деятельности предприятия в соответствии с изменениями маркетинговой среды;

- Реализацию маркетинговых программ;

- Обучение персонала маркетинга;

- Постоянное совершенствование маркетинговой деятельности. Организация службы маркетинга. Службу маркетинга возглавляет

заместитель директора предприятия по маркетингу (коммерческой работы). Руководитель службы маркетинга несет ответственность за организацию исследований маркетинга, разработку планов и рекомендаций, направленных на достижение целей предприятия, осуществление контроля за выполнением плана маркетинговых мероприятий.

Функциональные обязанности всей совокупности работников службы маркетинга должны охватывать функции службы. В состав маркетинговой службы должны входить маркетологи, менеджеры по сбыту, рекламной деятельности, специалисты по изучению рынков, формирование товарного ассортимента, менеджеры по ценообразованию и др.. Должностные инструкции следует разрабатывать для каждой должности и предусматривать ответственность работников за выполнение должностных обязанностей.

В положении должна быть представлена ​​организационная структура службы, ее состав и подчиненность.

Каждое предприятие в своем Положении о службе маркетинга указывает те маркетинговые функции (комплексные и отдельные), которые намерен возложить на персонал службы маркетинга. Прежде всего это могут быть:

- Комплексный анализ и прогнозирование рынков сбыта продукции, потребностей, спроса и конъюнктуры торговли, политики конкурентов, цен;

- Разработка стратегических и тактических программ (планов) маркетинговой деятельности предприятия;

- Оценка конкурентоспособности товаров, реализуемых разработка предложений по совершенствованию ассортимента, разработка политики нововведений;

- Разработка товарной, ценовой, распределительной, сбытовой, коммуникационной политики предприятия;

- Исследование конкурентоспособности предприятия и разработка рекомендаций по ее повышению и др..

Должностные обязанности устанавливаются для каждого работника:

- Руководителя службы;

- Маркетолога (менеджера) по проведению маркетинговых исследований;

- Маркетолога (менеджера) по управлению ассортиментом и качеством;

- Маркетолога (менеджера) по управлению сбытом и распределением;

- Маркетолога (менеджера) по управлению рекламой и стимулированием сбыта и др..

К основным функциональным обязанностям маркетолога относятся:

- Осуществление мониторинга и проведение маркетинговых исследований: внутренней среды предприятия, рынка, потребностей потребителей, конкурентов, конкурентоспособности предприятия и др..;

- Информационное обеспечение маркетинговой деятельности;

- Разработка комплексных программ маркетинговой деятельности предприятия и формирования бюджета маркетинга;

- Разработка маркетинговой политики в сфере товара, цен, спроса, сбыта, распределения, рекламы и др.. коммуникаций и т.д.;

- Оценка конкурентоспособности товаров, разработка предложений по улучшению ассортимента товаров;

- Внедрение и координация маркетинговых мероприятий;

- Разработка и реализация политики нововведений;

- Стимулирование сбыта и формирование спроса;

- Разработка предложений по эффективному приспособления всего потенциала предприятия с требованиями рынка;

- Организация маркетинговой деятельности предприятий;

- Разработка рекомендаций по формированию имиджа предприятия;

- Осуществление маркетингового контроля: стратегического, тактического и контроля прибыльности и т.п..

Конкретные функциональные обязанности специалистов устанавливаются в разрезе должностей, предусмотренных для службы маркетинга, и зависят от специфики деятельности предприятия и самой службы.

Служба маркетинга - это единый механизм по разработке стратегии предприятия и практических мероприятий по обеспечению устойчивого положения предприятия на рынке. Маркетинговая служба влияет на реализацию всех важнейших функций предприятия. Поэтому важным моментом функционирования маркетинговой службы на предприятии является установление рациональных функциональных и информационных связей с другими подразделениями предприятия. Так, служба маркетинга должна стать объединяющей звеном всех элементов маркетинга в единое целое, ориентировать деятельность предприятия на потребителя, рынок.

Персонал службы маркетинга, осуществляя свою деятельность во взаимосвязи со всеми функциональными подразделениями предприятия, должен получать от них внутреннюю информацию о финансовых результатах, движении товаров, структуру затрат и т. п. В свою очередь, маркетинговая служба должна обеспечивать структурные подразделения как первичной, так и вторичной информации о состоянии внешней среды, запросы потребителей, структуру потребления, требования потребителей к товарам разных товаропроизводителей, стадии жизненного цикла товаров предприятия и т.д.. В связи с этим основная задача службы маркетинга заключается в том, чтобы обеспечить ориентацию предприятия на потребителя, его потребности и запросы, осуществлять мониторинг конкурентов, определять слабые и сильные стороны и предоставлять информацию другим подразделениям предприятия.

Координация деятельности службы маркетинга с другими структурными подразделениями предприятия осуществляется также посредством внесения соответствующих корректировок в деятельность подразделений на основе рекомендаций, разработанных службой маркетинга по результатам маркетинговых исследований.


  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга
  • Категория: Все про маркетинг | Добавил: Маркетинг (27.04.2012)
    Просмотров: 10578 | Теги: Положение о службе маркетинга предп