Факторы маркетинговой макросреды

Экономические факторы. Есть ряд важных макроэкономических факторов, состояние которых влияет на деятельность предприятия. Отметим среди них наиболее существенные:

  • Динамика ВВП (валового внутреннего продукта) страны. Влияет на уровень доходов, состояние занятости (как следствие, - стоимость рабочей силы), уровень процентных ставок по кредитам и т.п.;
  • Уровень инфляции, его изменения. Влияет на стоимость ресурсов, приобретаемых предприятием, уровень процентных ставок по кредитам, структуру спроса на определенные группы товаров;
  • Динамика курса национальной валюты. Этот фактор в зависимости от глубины и темпов изменений с определенной силой влияет на экспортеров и импортеров продукции, а затем с угасающей силой - на смежные компании.

Политико-правовые факторы. Здесь можно выделить три аспекта: законодательство, регуляторная деятельность правительства, влияние политических и общественных организаций. Все составляющие динамичны, т.е. являются переменными факторами, - в разные периоды времени с разным темпом. Как правило, их влияние на бизнес является достаточно существенным.

Если анализировать законодательство как фундамент "правил игры" в экономике в целом и в предпринимательской деятельности в частности, то можно выделить следующие наиболее важные уровни для бизнеса: налоговая (влияет на затраты, уровень чистой прибыли и другие параметры деятельности предприятия); конкурентное (влияет на условия конкуренции, рекламной деятельности); бюджетное (для бизнеса это возможность получить заказы и финансирование на производство определенных товаров, услуг); внешнеэкономическое (регулирование экспорта, импорта товаров, перемещения финансовых средств, людских ресурсов).

Регуляторная деятельность правительства является, с одной стороны, частью законотворческого процесса в стране (очень много законопроектов выносится на рассмотрение парламента непосредственно правительством). Кроме того, правительство является самостоятельным субъектом формирования "правового поля" (это может проявляться, в частности, в приобретении товаров у предприятий для госрезерва, в контроле за ценами, экономическими условиями производства и т.п.).

Деятельность общественных организаций - это создание определенного давления на официальные органы власти (центральные, местные) в принятии определенных решений (например, требование запретить ввоз отдельных импортных продуктов, осуществить строительство природоохранных объектов, вывести производство за пределы населенного пункта и др.)..

Технологические факторы. Новые технологические решения, особенно те, которые находят применение в производстве массовых товаров, сильно изменяют общие условия предпринимательской деятельности, положение на рынке или иных товаропроизводителей. За последние десятилетия, очевидно, наиболее значимых технологических изменений достигла отрасль информационных технологий (как следствие, активно развивается продвижения товаров через Интернет). Кроме того, появились и активно используются новые материалы (синтетического характера), новые технологи производства и удовлетворения потребностей (например, цифровые фотоаппараты и другие подобные технологии). Чем значительнее являются технологические достижения, тем глубже и масштабнее они превращают экономическую жизнь в обществе, рыночные отношения.

Природно-географические факторы. Наибольшее влияние на предприятия, их маркетинговую деятельность осуществляют следующие факторы: наличие и доступность минеральных ресурсов; климатические условия производства, использования товаров (они определяют особенности предложения и спроса ряда товаров, услуг); территориальное расположение (определяет, в частности, возможности доставки товаров, уровень соответствующих затрат, целесообразность такого вида деятельности, как предоставление транснациональных транспортных услуг).

Социально-культурные факторы. Здесь формируется очень большой спектр особенностей, которые необходимо внимательно изучать и учитывать в маркетинговой деятельности. Так, многие рынки, их динамика и перспективы существенно зависят от демографических (возрастная, половая, национальная структура населения, рождаемость, смертность) и социально-экономических факторов (уровень доходов, образования). Кроме того, значительное влияние во многих случаях имеет фактор традиций. Так, в Украине у многих горожан, не говоря о сельских жителей, существенно повышается спрос на сахар в летние месяцы, так как они массово делают заготовки на зиму - варят варенье, консервируют компоты и т.п., что является совершенно нехарактерным для Европы в целом. Кроме того Европе свойственны правостороннее движение и автомобили с левым расположением руля, хотя англичане упорно придерживаются этой национальной традиции.

Важное маркетинговое значение имеют следующие особенности потребительского поведения, життесприймання в целом, как отношение к национальным и импортных товаров, к здоровью, питанию, образу жизни, отдыха, физической формы и тому подобное.



  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга