Основные признаки маркетингового стиля управления


Предпринимательская деятельность - это сочетание общего (типичного) и индивидуального. Например, типичным является формирование уставного фонда предприятия, необходимость покрытия доходами расходов, уплата налогов, ведение бухгалтерского учета и т.д., индивидуальным - представление о том, где продавать продукцию, как распределять полученную прибыль и т.д..

Есть ли маркетинговая направленность ведения бизнеса, маркетинговое управление компаниями типичным явлением? Кажется, нельзя сказать, что оно является абсолютно типичным. Но нельзя и отрицать того, что без предоставления маркетингового характера управлению бизнес-процессами (даже на уровне интуитивном, на уровне подсознания) практически невозможно достичь рыночных успехов. Именно это обуславливает необходимость и распространение маркетингового стиля управления, основными чертами, признаками которого являются такие.
Во-первых, предоставление первоочередного внимания проблеме выявления и учета потребностей и интересов потребителя - текущих и перспективных. Существует такое понятие, как маркетинговый треугольник: углы в нем образуют производитель (предприятие предложения товара), потребитель и конкуренты. Потребитель в этой системе - вершина треугольника.

Во-вторых, постоянный анализ и учет комплекса факторов, влияющих на условия деятельности компании. Этот комплекс еще называется маркетинговая среда организации. Эта среда имеет две сферы, два кольца: первое - микросреда, второе - макросреда. Микросреда, в частности, формируют потребители, конкуренты, поставщики и некоторые другие субъекты. Макросреда - это деятельность государства, а также влияние определенных факторов общего порядка (демографические, природные и др.).. Среда - подвижное, изменчивое, оно создает предпринимательские риски. Снизить риски можно путем постоянного мониторинга его состояния, тенденций изменений и прогнозирования этих изменений.

В-третьих, направленность на постоянное использование комплекса маркетинговых коммуникаций с потребителями. Компания, которая действует на конкурентном рынке, должна информировать потребителей с помощью различных форм: рекламы, связей с общественностью, прямых контактов, торговых марок и др.. У потребителя есть выбор на рынке, формируются альтернативы в приобретении товаров. Склонить к "правильному" решению, напомнить о себе, помочь быстрее "узнать" себя, проинформировать об изменениях в товаре - все это является важными коммуникационными задачами.

В-четвертых, выдвижение на ключевые позиции управленцев, отвечающих за разработку и реализацию маркетинговой стратегии и политики компании. Вопрос "что делать" и "как продавать" - это в первую очередь маркетинговые вопросы. их, безусловно, невозможно решить без учета технологических, кадровых, финансовых условий деятельности компании. Однако приоритет, точка отсчета - рыночная целесообразность, преимущества и возможности покупателей.
В фокусе маркетинговой деятельности находится потребитель, который является вечной фигурой в экономике. Наличие потребителя, процесса потребления - условие существования производственных процессов, экономической деятельности в целом. Поэтому потребитель как субъект экономики является, в принципе, вне историческими процессами изменений социально-экономических систем. Понятно, что исторический процесс меняет условия и характер деятельности потребителя, его роль (влияние) в социально-экономическом отношении. Скажем, в системе централизованно-плановой экономики роль потребителя как субъекта влияния на деятельность производственных и торговых предприятий является в целом меньше, чем в системе рыночной экономики. То есть статус потребителя в глазах тех, кто производит и продает продукцию, соответствующее отношение к нему меняется в зависимости от конкретно-исторических условий экономической деятельности.

В системе рыночных отношений потребитель является субъектом воздействия. Система взаимоотношений «производитель - потребитель" существенно усложняется, возрастают требования к профессиональным качествам управленцев, в частности, на уровне предприятий. Вместе с этим восприятие роли потребителя бизнесом меняется во времени, происходит эволюция управленческих взглядов относительно того, как концептуально нужно взаимодействовать с потребителем.

Представление о приоритетах, организацию деятельности компании с учетом потребителей отражаются в различных концепциях маркетинговой деятельности. Концепции маркетинга - это те представления об особенностях, приоритетах маркетинговой организации бизнес-процессов, отражающих соответствующие подходы менеджеров к построению систем управления предприятиями. Знакомство с этими концепциями - это знакомство с теми обобщенными альтернативами, которые можно найти в подходах к управлению компанией в контексте роли потребителей.


  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга