Происхождение и сущность маркетинга

В условиях товарно-рыночной экономики все, что выпускается предназначается не для удовлетворения соответствующих потребностей участников производственного процесса (объединенных, например, в рамках предприятий), а для обмена, продажи, удовлетворения потребностей других субъектов экономики. В результате становится важным:

- Изготовление "правильных" товаров;

- Умение "правильно" продавать "правильные" товары. "Правильными" окажутся те товары, которые будут пользоваться спросом у потребителей.

Потребитель - домашнее хозяйство или организация, которые заключают рыночные сделки или другим путем получают материальные блага и услуги и используют их с целью удовлетворения своих потребностей.

Получение материальных благ и услуг зачастую происходит именно по-рыночному, то есть потребитель осуществляет рыночный обмен ценностями - например, за свои деньги покупает продукты питания, одежда, обувь, телефон, бытовую технику, платит коммунальные, транспортные и другие услуги и т.п.. Такие операции осуществляются практически ежедневно.

Но в отдельных случаях потребитель не заключает никаких рыночных сделок, а получает материальные блага и услуги за счет своего социального статуса. Так, например, пенсионеры в отдельных видах общественного транспорта могут иметь льготы на проезд - они могут пользоваться транспортной услугой не платя ее стоимость. В отдельных музеях школьникам и студентам в определенные дни не нужно приобретать входные билеты. За отдельные медицинские услуги и лекарства больным не нужно платить деньги.

Имеющийся довольно значительный спектр социальных благ. Это те товары и услуги, которые оплачиваются за счет бюджетных средств государства и местных органов власти. Они хорошо известны - образование, медицина, культура, наука и т.д., их нельзя называть "бесплатными" благами, так как они финансируются государством, точнее налогоплательщиками прежде.

Бизнес обычно имеет дело с теми потребителями, которые используют рыночный способ получения материальных благ и услуг.

Очевидно, что люди стремятся к потреблению. Это связано с тем, что у них формируются определенные потребности - внутренние побуждения к получению жизненных благ. Потребности "беспокоят", "возбуждают", "заводят" людей, побуждают искать способы их удовлетворения. Так возникает интерес к тому, посредством чего можно удовлетворить потребности. Интерес - это оценка носителем потребности потенциальных функциональных возможностей некоего предмета (услуги) быть источником удовлетворения определенных потребностей.

После решения потребителем проблемы, что именно ему подходит или не подходит по функциональной позиции, он сталкивается с необходимостью проведения оценки доступности того, что "подходит". А понятие доступности блага в условиях рынка прежде всего связано с его рыночной ценой. Кто скажет, что автомобиль "Mercedes" функционально не подходит украинское пенсионеру для поездок на рынок? Но кто сказал, что этот автомобиль доступен для приобретения большинства украинских пенсионеров?

Таким образом, доступность товара трансформируется в спрос на него (недоступность, неприемлемости условий приобретения товара - на форму отсутствии спроса). Спрос - это количество товара, что может купить потребитель по определенным ценам за его единицу в определенном месте и в определенный период времени. Спрос - это интерес, который подкреплен платежеспособностью.

Формирование спроса
- предпосылка, предшественник соглашения, то есть акта приобретения товара. После этого процесс переходит в стадию его использования для удовлетворения соответствующей потребности. Таким образом, цепь замыкается.

Поведение потребителя (потребительское поведение) - это действия, связанные с получением и использованием материальных благ и услуг ради удовлетворения его потребностей.

Потребительское поведение имеет социальный характер. Это проявляется во многих аспектах. Например, сам акт приобретения товара является социальным контактом, - не менее требуется взаимодействие с продавцом товара. Использования товара также в подавляющем большинстве случаев имеет социальный характер (скажем, довольно часто мы используем мобильный телефон в присутствии своих друзей, коллег, родных). Многие наши решений по выбору определенного товара - результат влияния окружения, соответствующей социальной группы (семья, друзья и др.)..

Но это только одна сторона "социальности" потребительского поведения. Существует и другой. Он заключается в том, что помимо спонтанного внешнего "вмешательства" в наши действия как потребителей, имеет место еще и целенаправленное "вмешательства", целенаправленное воздействие. Это так называемый маркетинговый воздействие со стороны субъектов предложения товаров.

Маркетинговое влияние на потребителя распространяется практически на все стадии его поведения. Маркетинговые инструменты, которые используют бизнес-организации, могут:

  • Повлиять на процесс формирования потребностей;
  • Вызвать интерес носителя потребности в определенных товаров (услуг);
  • Содействовать достижению сочетание "я хочу" и "я могу", то есть возникновение (развития) спроса на товар (например, путем создания компанией разновидностей товара в разных ценовых категориях);
  • Способствовать ускорению процесса перехода к этапу непосредственного приобретения товара (например, путем проведения специальных акций - ценовые скидки на определенный период времени и т.д.);
  • Способствовать повышению состояния удовлетворенности от приобретенного товара (например, повышение его имиджа в среде потребителей) и тем самым стимулировать его повторное приобретение.

Таким образом, маркетинг - это способ воздействия на поведение потребителя в интересах субъекта предложения товара. Но, с другой стороны, маркетинг - это и изучение производителем потребительских предпочтений, это осознание влияния потребителя на условия и результаты деятельности компании, ее внутренние управленческие решения.

Товарное производство в условиях рыночной экономики само по себе ставит производителей перед необходимостью рыночно правильной организации своей деятельности, "заставляет" их "правильно" думать и выполнять ряд важных функций в системе своего бизнеса. И не важно, часто они используют термин "маркетинг". Люди интуитивно чувствуют, что это абсолютно необходимо для рыночного выживания, рыночного успеха.

Маркетинг (market - рынок, продажи, коммерческая деятельность; market getting - завоевание рынка) - это деятельность, связанная с изучением потребителей и других рыночных факторов, а также разработкой и реализацией соответствующих мероприятий, способствующих достижению рыночных целей предприятия.

Итак, о маркетинге следует говорить в разных аспектах. Маркетинг может рассматриваться:

  • Как управленческая функция (среди других подобных функций можно назвать, например, управление финансами, персоналом, технологическими процессами и т.п.);
  • Современная философия бизнеса, современный стиль предпринимательского или, если взять шире, управленческого мышления и деятельности;
  • Вид предпринимательской деятельности. В данном случае речь идет о маркетинговых услугах (исследования рынка, рекламные, консультационные и др..), Которые становятся самостоятельной сферой бизнеса, и являются объектом купли-продажи на рынке;
  • Определенная сфера знаний, представители которой проявляют закономерности (принципы) поведения потребителей как субъектов рынка.


  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга