Определение миссии и целей фирмы
Главная » Статьи » Все про маркетинг


Определение миссии и целей фирмы

Когда речь идет о целевом начало в поведении и, соответственно, о целевом начало в управлении фирмой, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и цели. 

Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, которая бы обеспечивала выполнение миссии и достижение предприятием своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и составляет очень важную часть стратегического планирования.

Роль миссии фирмы заключается в том, что она бы устанавливает связь, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают фирму изнутри, и тех, кто воспринимает ее извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или даже подчинить интересы "внутренних" применительно к фирме людей интересам "внешних". 

Определяя то, для чего создана и существует фирма, миссия придает действиям людей осмысленность и целеустремленности, что позволяет лучше видеть и осознавать не только то, что они должны делать, но и для чего они совершают свои деяния.

Существует широкое и узкое понимание миссии. В широком смысле миссия - это философия и предназначение фирмы. Философия определяет ценности, убеждения и принципы, согласно которым фирма намерена реализовывать свою деятельность. Назначение определяет действия, которые она намерена осуществлять, и то, какого типа организацией она масс намерение. 

В узком смысле миссия - это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует фирма, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования, в котором проявляется отличие данной фирмы от подобных ей (табл.).

Речь идет о основополагающий документ, в котором фирма описывает сферу своей деятельности, свой базовый рынок, высказывает свои руководящие принципы относительно экономических и неэкономических показателей и постулирует свою систему ценностей. Этот документ является важным как для внутренней, так и для внешней сфер деятельности фирмы.

Таблица: ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ЭлементХарактеристика
Целевые ориентиры деятельностиМаксимальное удовлетворение требований и запросов потребителей с целью получения прибыли
Сфера деятельности предприятияОптовая (розничная) реализация товаров промышленного назначения (потребительских) на Украине (за границей)
Философия реализации коммерческих усилийМаркетинговая ориентация
Способы осуществления деятельности предприятияКомплексный и программно-целевой подход к организации и осуществления хозяйственной деятельности
 
Внутри фирмы он дает персоналу понимание целей и помогает выработке единой позиции, которая способствует укреплению фирменной культуры.

Во внешней сфере он способствует созданию целостного образа фирмы, объясняя, какую экономическую и социальную роль в обществе она стремится играть и какого восприятия со стороны клиентов, торговцев, служащих, акционеров и общества в целом она добивается.

Как считает Ф. Котлер, миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

- история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

- существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

- состояние среды обитания;
ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

- характерные особенности, которыми обладает фирма.

Для этого в расшифровке, сопровождающей миссию, должны быть отражены:

- Целевые ориентиры, которые отражают то, на решение каких задач нацелена деятельность фирмы, и то, к чему ей необходимо стремиться в долгосрочной перспективе;

- Сфера деятельности, отражающая то, какой продукт фирма предлагает покупателям, и то, на каком рынке она осуществляет реализацию своего продукта;

- Философия, которая находит выявления в тех ценностях и верованиях, которые приняты в компании;

- Возможности и способы осуществления деятельности, которые отражают то, в чем сила компании, в чем ее возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии он выполняет свою работу, для этого есть ноу-хау и передовая техника.

Вместе с перечисленными выше характеристиками при формировании миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает фирма.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования фирмы, которые выражают значение ее существования, то конкретное конечное состояние, к которому всякое она стремится, фиксируется в виде ее целей.

Цели - это конкретное состояние отдельных характеристик фирмы, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ??ее деятельность.

В зависимости от периода времени, необходимого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. В основе деления целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла.

Распределение целей на долгосрочные и краткосрочные имеет принципиальное значение, поскольку эти цели существенно отличаются по содержанию.

Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация (кто, что и когда должен выполнять). Иногда, если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочных.

В зависимости от специфики отрасли, особенностей состояния среды, характера и содержания миссии в каждой фирме устанавливаются свои собственные цели, особенные как по набору параметров, желаемое состояние которых выступает в виде целей, так и по количественной оценке этих параметров.

Однако, несмотря на ситуационность в фиксации набора целей, существует четыре сферы, в которых фирмы устанавливают свои цели:

1. В сфере доходов:

- Доходность, которую отражают в показателях вроде величины прибыли, рентабельности, дохода на акцию и т. п.;

- Положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объем продаж, доля рынка относительно конкурента, доля отдельных продуктов в общем объеме продаж и т.п.;

- Производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоемкости, в отдаче с единицы производственных мощностей, объеме производимой в единицу времени продукции и т.п.;

- Финансовые ресурсы, описываемые такими показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в рамках компании, величину оборотного капитала и т.п.;

- Мощности, которые выражают в целевых показателях, касающихся размера используемых мощностей, количества единиц техники и т. п.;

- Разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в сфере НИР, сроки введения в действие нового оборудования, сроки и объемы производства продукта, сроки вывода нового продукта на рынок, качество продукта и т.д..

2. В сфере работы с клиентами это работа с покупателями, что выражается в таких показателях, как скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и т. п.

3. В сфере работы с сотрудниками:

- Изменения в организации и управлении, выражающиеся в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений, и т. п.;

- Человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, которые отражают количество пропусков работы, текучесть кадров, повышение квалификации работников и т.п..

4. В сфере социальной ответственности - это оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т.п..

В любой большой фирме, масс несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой противнем позицию целей высшего уровня с целью низшего уровня. Специфика иерархического построения целей обусловлена ??тем, что, с одной стороны, цели высшего уровня всегда имеют широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения, а с другой - цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

Накопленный в хозяйственной практике большой опыт по установлению целей позволяет выделить несколько ключевых требований, которым должны отвечать правильно сформулированные цели.

Во-первых, цели должны быть достижимыми, они не должны быть нереалистичными, выходящими за предельные возможности исполнителей. Нереальная цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что очень негативно сказывается на деятельности фирмы.

Во-вторых, цели должны быть гибкими. их нужно устанавливать так, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.

В-третьих, цели должны быть измеримыми. Это означает, что они должны быть сформулированы так, чтобы их можно было количественно измерить или каким-то другим объективным способом оценить, или же были достигнуты цели. Если цели нельзя измерить, то они порождают разночтения, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

В-четвертых, цели должны быть конкретными, имеющими необходимые характеристики для того, чтобы можно было однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться движение фирмы. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки ее достичь и кто должен ее достигать.

В-пятых, цели должны быть совместимыми. Совместимость предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные - долгосрочным целям.

В-шестых, цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния, определяющих деятельность фирмы, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать.

Процесс установления миссии и целей состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй - выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели фирмы.

Правильно организованный процесс установления целей предполагает прохождение четырех фаз:

- выявление и анализ тех трендов, которые наблюдаются в окружении;
- установление целей для компании в целом;
- построение иерархии целей;
- установление индивидуальных целей.

Таким образом, установлены цели определяют направление движения компании. Однако очень часто от выбора средств достижения цели зависит, удастся ли ей добиться желаемых результатов. Итак, это обстоятельство обусловливает важность и необходимость следующего этапа стратегического планирования выбора стратегии фирмы.


  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга
  • Категория: Все про маркетинг | Добавил: Маркетинг (25.04.2012)
    Просмотров: 2038 | Теги: Определение миссии и целей фирмы