Управление торговым персоналом маркетинговой фирмы (часть - 1)
Главная » Статьи » Все про маркетинг


Управление торговым персоналом маркетинговой фирмы (часть - 1)

В условиях рынка управления маркетингом должна включать следующие обязательные составляющие:

- Создание конкурентоспособных товаров, услуг, комплексных моделей предложений и систем обслуживания;

- Проведение не только выгодной для предприятия, но и приемлемой для потребителей, торговых посредников и союзников из стратегических альянсов ценовой политики;

- Обеспечение доступности покупателей и деловых партнеров к продукции предприятия с помощью адаптивных маркетинговых и логистических систем коммуникаций;

- Установление, поддержка и развитие формальных и неформальных связей, которые осуществляются в основном торговым персоналом.

С позиции современных подходов к технологии ведения бизнеса в формировании и поддержании производственно-коммерческих связей между предприятием, его потребителями, разного рода посредниками и союзниками из стратегических альянсов не должно быть ничего случайного и неконтролируемого. Именно поэтому, чтобы обеспечить успех предприятия, приоритетное значение имеет подбор, обучение и стимулирование торгового персонала.

Развитие рыночных отношений в значительной мере зависит от деятельности и компетентности торгового персонала. В качестве обоснования можно привести несколько показательных примеров.

Первый - из опыта работы известного маркетолога А. Хаем: "... много лет назад меня пригласили в корпорацию" Consolidated Freightways "(" CF ") - огромную компанию, оказывает транспортные услуги и материально-техническое снабжение крупным предприятиям. В самом начале 80-х, когда в С1ИИА началось сокращение государственного регулирования в сфере автомобильных и авиаперевозок, эта корпорация столкнулась с новым уровнем конкуренции и вынуждена была заняться поиском новых возможностей. Администрация "Consolidated Freightways" ("CF") решила серьезно заняться маркетинговой деятельностью, и я был приглашен помочь в организации соответствующего отдела. Мы составили маркетинговую программу, передали филиалам компании результаты проведенных исследований и последние планы, провели активную рекламную кампанию и серию мероприятий, направленных на формирование общественного мнения, разработали сложную систему телемаркетинга, программы прямой почтовой рекламы, предложения новых товаров подобное.

Однако вскоре я начал понимать, что все эти нововведения не приносят особого успеха. Как мы не старались, нам не удалось изменить стремление потребителей вести дела исключительно с торговым персоналом путем личных контактов. Клиенты отдавали предпочтение "CF" над другими конкурентами по одной простой причине: им нравилось непосредственное общение с торговыми работниками корпорации. При этом они в основном игнорировали другие маркетинговые каналы, и здесь мы ничего не могли сделать. Например, если у клиента возникала проблема, то первым, к кому он обращался, был торговый агент компании, который немедленно улаживал недоразумения. Поскольку отношения с торговым персоналом были очень важны для клиентов, вся наша маркетинговая программа должна была строиться на поддержании этих отношений ".

Второй пример - из опыта работы не менее известной и опытной в области маркетинга и менеджмента Б. Сигман из компании "Advanced Systems Group", которая обеспечивает своих потребителей новым оборудованием, работая с рядом лизинговых компаний. Она говорит: "У наших партнеров-поставщиков гораздо больше общего, чем каких-то более-менее существенных отличий. Поэтому выбор часто определяется только личными качествами персонала. Останавливаешься на тех, кто внимателен, с кем просто приятно вести дела".

Множество подобных откровений высококвалифицированных и опытных маркетологов и менеджеров из разных отраслей производственно-коммерческой деятельности свидетельствует о том, что одним из решающих факторов успешного бизнеса проявляется характер взаимоотношений с потребителями и деловыми партнерами.

К категории сотрудников служб продвижения и сбыта, которые создают корпоративную маркетинговую систему, входят специалисты, которые выполняют различные функции. В сфере организации коммерческих связей и продаже чаще всего встречаются следующие категории сотрудников предприятия: торговые агенты, контактеры - "переговорщики", торговые консультанты, операторы телемаркетинга, представители на местах, специалисты по маркетингу различных профориентационных и непосредственно продавцы.

Основные обязанности, к которым сводится деятельность перечисленных категорий торговых работников, заключаются в следующем:

Поиск и привлечение новых перспективных потребителей и торговых посредников.
Развитие отношений с активными (наличными) потребителями, посредниками и союзниками по стратегическим альянсам.

Поддержка взаимоотношений с пассивными (бывшими, но потенциальными) потребителями, посредниками и союзниками по стратегическим альянсам.
Подготовка, организация и завершения каждого отдельного процесса купли-продажи, который включает целенаправленное изучение конкретного потребителя, установление контактов в процессе переговоров с ним; аргументация в пользу принятия покупателем положительного решения; преодоления возражений; заключении сделки.
Предоставление дополнительных и сопутствующих деловых услуг, не входящих в договорных обязательств, например: информационное обеспечение покупателей, консультирование их подобное.

Проведение исследований целевого рынка в отраслевом, территориальном разрезе.
Сбор информации, необходимой для текущей деятельности и разработки прогнозов.
Составление отчетов по результатам визитов, телемаркетинга, письменных контактов.
Рекламирование и формирование имиджа предприятия и его продукции в потребительском и деловой среде.

Поиск возможностей формирования стратегических альянсов с другими производителями товаров и услуг для совместного продвижения и реализации взаимосвязанной продукции.
Осуществление деятельности в области формирования и развития связей с общественностью.

Эффективное управление торговым персоналом на предприятии обусловливает этапность, последовательность и комплексность системы внутренних фирменных связей и отношений. 

Уместно отметить, что на практике наблюдается интересная закономерность: в среднем 80% всего бизнеса производителей товаров и услуг приходится, как правило, на 20% потребителей их целевых рынков. Данное обстоятельство, по сути, является одним из проявлений "закона Парето" в предпринимательстве.

Это обстоятельство имеет большое значение в связи с тем, что на многих предприятиях помогает конкретизировать стратегические задачи торговому персоналу в целом и каждому сотруднику, в частности те, которые определяют характер функциональной деятельности.

Так, например, в некоторых фирмах и компаниях сотрудникам сбытовых подразделений рекомендуется уделять примерно 80% времени имеющимся (активным и пассивным) потребителям, а 20% - поиск и установление контактов на целевом рынке с новыми покупателями или посвящать около 80% времени продвижению и продаже освоенной предприятием продукции, а 20% - поиска и работе с новинками (еще одно выражение "закон Парето").

Специфика различных видов продукции и рынков (особенно потребительского характера) обусловливает то, что кроме технической и торговой подготовки персонала, необходимого для продвижения и продажи продукции предприятия, в процессе деятельности огромное значение придается вопросам межличностных отношений и психологии. В этом заключается одна из ключевых особенностей маркетинга-как концепции и менеджмента - как области профессиональной деятельности.

Отдельные предприятия непрофессионально игнорируют "человеческий фактор". По этой причине их успехи гораздо "скромнее", чем могли бы быть. Профессиональный подход заключается в том, что на предприятии все - от руководителей высшего маркетинговой звена до рядового сотрудника маркетинговых подразделений - должны понимать важнейшую роль межличностного общения.

Известно, что торговые работники и мастера до-и послепродажного обслуживания, которые обеспечивают покупателей информации, консультируют потребителей, демонстрируют товар, осуществляют после продажи сервис и т. д., часто функционируют не только как продавцы и специалисты по предоставлению услуг, но и как, своего рода доверенные лица потребителей. Покупатели с ними более откровенны, они первыми реагируют на жалобы потребителей и могут не официально, а "по-человечески" что-нибудь посоветовать. Нередко представители предприятия являются единственными контактерами, которые связывают потребителя с производителем товаров или услуг. Поэтому именно от них зависит восприятие покупателем образа фирмы и ее отношение к потребителям.

Особенность деятельности работников маркетинговых подразделений заключается в том, что каждый сотрудник, который принадлежит к торговому и обслуживающего персонала, является одновременно маркетологом-универсалом для своего предприятия.

Известный маркетолог P. Кренделл утверждает, что сотрудники компании являются ее лучшими агентами и ее лучшей рекламой. Он ссылается на данные рейтинга решающих факторов, влияющих на выбор продавца в случае возникновения потребности в той или иной продукции. Приведем содержание этого рейтинга:

Я знаю человека, который там работает (работала) - ЗО%;

Я пользуюсь (пользовался) их продуктами или услугами-12%;

Часто встречаю их вывеску на зданиях или машинах - 7%;

Слышал или читал об их деятельности в СМИ - 5%;

Видел их рекламу - 2%.

В большинстве случаев предприятие почти полностью зависит от тех лиц, которые занимаются продвижением и реализацией продукции на рынке.

Торговый и обслуживающий персонал должен быть подготовлен для взаимодействия с потребителями в самых, в том числе экстремальных ситуациях. Процессы продвижения, продажи и обслуживания покупателей требуют больше личного участия, чем это необходимо в другой деятельности. Очень часто работники маркетинговых и сервисных подразделений предприятия выступают, образно говоря, в качестве врачей, к которым обратились за помощью решить проблемы, которые возникли.

Сотрудники, связанные со сбытом, должны уметь добиться удовлетворения покупателя и одновременно обеспечить прибыль своей фирме. Хорошие сотрудники, специализирующиеся на организации продаж, кроме своих непосредственных профессиональных обязанностей, должны уметь:

- Анализировать общие и локальные статистические данные;

- Выявлять потенциал целевого рынка в отраслевом и территориальном разрезах;

- Правильно оценивать текущую ситуацию;

- Следить за динамикой рынка;

- Определять перспективы производственно-коммерческой деятельности на обусловленном рынке;

- Собирать рыночную информацию;

- Разрабатывать эффективные подходы и подбирать маркетинговый инструментарий для реализации оперативных планов и программ;

- Искать результативные способы и методы продвижения и реализации продукции предприятия.

Все перечисленные выше качества невозможно реализовать без владения навыками маркетингового анализа. Особенно эти навыки необходимы для руководителей высшего звена управления сбытом. Практика показывает, что при сравнении конечных результатов эффективным оказывается торговый аппарат, ориентированный на потребности рынка, а не на простое увеличение сбыта.

Несмотря на то, что действия отдельных продавцов индивидуальные и диктуются конкретной обстоятельством, в то же время организация сбыта нередко требует коллективной работы, невозможной без поддержки сотрудников смежных подразделений предприятия.

С точки зрения потребителей продавец - это тот, кто непосредственно осуществляет сделку купли-продажи. С позиции же производителей к интерпретации понятия "продавец" наблюдается сложный подход.

Продавцы могут выполнять разные роли в процессе продвижения и реализации продукции предприятия. Сочетание этих ролей во многом зависит от специализации предприятия, его размеров, организационной структуры, особенностей моделей предложения, специфики покупателей, конкурентной среды и других факторов. Но даже если в отдельно взятом случае определенный сотрудник системы сбыта предприятия непосредственно не участвует в актах купли-продажи товаров или услуг потребителям, он все равно считается одним из продавцов, так заде-яний в организации более емких процессов, связанных с продвижением на рынок продукции предприятия и подготовкой мероприятий, направленных на осуществление продажи.

Продавцами могут выступать не только сотрудники служб сбыта, но и вспомогательный персонал, работники, связанные с различными формами обслуживания покупателей (потребителей).

Обобщенно всех сотрудников, причастных к получению предприятием заказов на товары или услуги, то есть тех, кого в той или иной мере можно отнести к продавцам, делятся на шесть типов. Такое распределение обусловлено функциональной специализацией в коммерческом процессе:

1. "Соискатели" заказов. Это продавцы, которые отвечают за получение заказов по инициативе предприятия. Они могут добиться увеличения продаж активным покупателям, восстанавливать связи и заключать соглашения с пассивными потребителями, привлекать новых заказчиков. Этот тип продавцов больше других требует творческого подхода и редких предпринимательских качеств.

2. Приемщики заказов. Это сотрудники, связанные с приемом, оформлением и учетом заказов на реализацию товаров или услуг. Заказы могут поступать как по инициативе покупателей, так и по инициативе производителей. К категории "продавцов" приемники заказов принадлежат в связи с тем, что в процессе оформления и детализации заказов, поступающих они умело "посоветовав", способствуют увеличению первичных объемов или расширению структуры этих заказов за счет дополнительных, сопутствующих товаров и услуг .

3. Исполнители заказов. Это работники, выполняющие работы и операции, непосредственно связанные с процессами купли-продажи (упаковка продукции, ее погрузки, доставка на место назначения, разгрузка, установка, наладка и т.д.). Очень часто, помимо конкретных обязанностей, они параллельно выполняют роль продавцов, поскольку в ходе выполнения заказов помогают выявить и осветить в нужном для предприятия-продавца свете нюансы, не известны покупателю или на которые раньше он не обращал внимания. Эти нюансы могут привести, как и в предыдущем случае, увеличение объемов и расширение структуры покупки за счет приобретения дополнительных и сопутствующих товаров и / или услуг.

4. Обслуживающий персонал. Практика показывает, что работники сервисных служб предприятия-продавца выполняют огромную роль в области стимулирования спроса и активизации продаж. Значение обслуживающих работников проявляется в нескольких аспектах.

Во-первых, благодаря им во многих случаях у покупателей возникает чувство удовлетворенности или неудовлетворенности покупкой. Довольные покупатели - лучшая реклама, а недовольны - антиреклама. их нельзя заподозрить в предвзятости к предприятию-продавцу. Довольные покупатели, по данным Ф. Котлера, поделятся своими впечатлениями в среднем с 11 потенциальными клиентами, а неудовлетворенный-с 3-мя (по другим данным - из 7). Таким образом, хорошее предпродажное и послепродажное обслуживание способно существенно увеличить объемы реализации товаров и услуг производителя.

Во-вторых, хорошо налаженный сервис нередко способствует повторным покупкам у того самого предприятия-продавца. Согласно проведенных исследований, каждая повторная покупка с позиций продвижения продукции на рынок обходится предприятию-продавцу от 10 до 25 раз дешевле, чем привлечение нового покупателя. Кроме того, частота покупок увеличивается в среднем вдвое.

В-третьих, в процессе послепродажного обслуживания применительно, например, технических средств, зданий и сооружений, мебели и т.д. может выполняться ряд работ вроде диагностики, ремонта, наладки, обеспечение запасными частями, восстановление, эксплуатационных операций и т.п.. В ходе этих работ сотрудники сервисных служб обеспечивают пользователей специфической и стимулирующей информации, которая может вызвать ряд покупок - нового товара, услуг, запасных частей. В результате, как показывают наблюдения на практике, качественное послепродажное обслуживание способствует возникновению соответствующего спроса, который обеспечивает увеличение продаж предприятию-продавцу в среднем от 50% до 300%.

Исходя из сказанного, персонал оценивается как одна из самых категорий "продавцов".

5. Персонал поддержки продаж. Это сотрудники, которые обычно не занимаются непосредственной продажей продукции производителя, но облегчают усилия по ее продвижению и реализации. Кроме того, для привлечения заказчиков в их обязанности входит предоставление потенциальным клиентам некоторых услуг, которые способствуют принятию решений о покупке. Они имеют прямое отношение к стимулированию спроса и организации продаж, но косвенное до самих процессов купли-продажи. Круг деятельности этого типа работников очень широкий. Это изучение спроса и потребностей покупателей, предоставление всесторонней информации потенциальным и реальным потребителям, реклама, формирование имиджа производителя и его продукции и т.п..

5. Торговые агенты-миссионеры. Эту группу продавцов выделяют из других в связи со специфичностью их обязанностей. Формально в их функции не входит заключение сделки. их назначение другого рода-попытаться убедить покупателей порекомендовать товары или услуги данного предприятия своим знакомым, клиентам, деловым партнерам. Например, архитекторы, которые выступают в роли разработчиков различных проектов, могут порекомендовать своим клиентам надежную строительную компанию. В свою очередь, работники строительной компании могут порекомендовать своим заказчикам хорошую страховую компанию, а работники страховой компании могут назначить своему клиенту в случае необходимости нужную экспертную организацию и т. д.

Цепочка рекомендаций, которые порождают потребителей, может быть долгим. Отследить такие цепочки, создать новые и обеспечить их действенность-нелегкая задача агентов-миссионеров. Очень часто агенты-миссионеры различных отраслевых направлений, поддерживая друг друга, действуют совместно, образуя некое неформальное сообщество, механизм функционирования которого известен только им.

Необходимо отметить, что каждый из представленных типов продавцов включает много их разновидностей. При этом не существует четких границ между ними внутри типа, поскольку изменчивость рыночной среды, специфика продукции и производственно-коммерческой политики продуцента обусловливают ролевую динамику зависимости от ситуации.

Опуская подробный анализ видов и типов продавцов, которые создают торговый персонал предприятий, остановимся все же на характеристике "соискателей" заказов. Этот тип продавцов активный.

Наибольшей популярностью на практике пользуются два подхода, которые характеризуют способ действия "соискателей" заказов, - это "охота" и "фермерство".

Продавцов называют соответственно "охотниками" и "фермерами".

Под "охотой" подразумевается привлечение новых покупателей, "фермерство" же предполагает увеличение объема продаж за счет развития взаимоотношений с потребителями, которые уже стали заказчиками производителя товаров или услуг. Навыки, необходимые для первого и второго подхода, разные. Поэтому, подбирая торговый персонал, это обстоятельство нужно учитывать. Как минимум, это означает, что необходимо заранее определить, какими качествами должны обладать работники профилирующих подходов и каково их соотношение в общей структуре "соискателей" заказов.
 
"Охотники" должны обладать настойчивостью и способностью быть готовыми к потерям. Особенности работы заставляют вступать в контакт с незнакомыми людьми, которые могут не знать или не полностью осознавать своих потребностей. Иногда эти люди нервничают, когда назойливый продавец обращается к ним по телефону или приходит в их офис.

Поскольку "охотникам" часто уделяют мало времени, приходится работать быстро. На этапе завершения переговоров (общения с потенциальным покупателем), если возникают осложнения с реализацией продукции или затягивается процесс принятия решения, они испытывают неудовлетворенность, которую не всегда удается скрыть. Такая ситуация возникает потому, что они являются очень хорошими рекламистами и в процессе ведения переговоров способны умело «обработать» клиента. Чувствуя это, прежде чем сделать последний шаг к заключению соглашения, потенциальный покупатель может начать сомневаться и поэтому хочет еще раз убедиться, действительно ли ему нужны предлагаемые товары (услуги) и насколько будут оправданы обещания продавца.

Существует мнение, что именно "охотники" иногда способствуют созданию неутешительной репутации отношении агентов по сбыту ("полевых" продавцов). Отчасти это действительно так, однако нужно учитывать, что "охотники", по сути, являемся первопроходцами. Они создают условия и начинают кампании по реализации нововведений. "Охотники" получают большое удовольствие от работы, особенно во время поступления первого заказа от нового клиента. Тогда они чувствуют себя победителями, им хочется продолжить "победное" шествие, но при этом они жалеют, что об их успехах знают не все.

"Фермеры" склонны к другой тактике. Они избегают продажи новшеств и предпочитают работать с хорошо освоенной продукцией. Обычно "фермеры" действуют медленно и для получения заказов не проявляют напора и суеты. их профессионализм проявляется в другом - в подготовке базы на длительный срок. Особенно большую роль они выполняют в промышленном маркетинге, так как обладают искусством формирования долгосрочных отношений между продуцентом и покупателем товаров (услуг). их преимущество заключается в том, что они хотят глубоко изучить типаж потребителей, иногда создавая для себя такую ​​базу данных, которой бы удивился сам покупатель. 

Польза от "фермеров" многообразна. Во-первых, заказ, поступающих на предприятие, является предрешенным. Во-вторых, они хорошо знают свой рынок и обладают конкурентоспособной информацией. Кроме того, они умеют поддерживать формальные и неформальные отношения с покупателями и надолго "привязать" их к производителю продукции. В то же время имеют место и негативные моменты. В "фермеров", которые долго работают на одном и том же предприятии (на одной и той же территории, закрепленной за ними, на одном и том же сегменте рынка), иногда возникает проблема. ее суть заключается в том, что такие продавцы начинают полагаться исключительно на старых и проверенных клиентов, избегая при этом активных попыток поиска новых. Они привыкают действовать, как принято говорить в маркетинге, в своей "зоне комфорта" в названивая по привычным номерам, отправляя почтовые послания с обычными адресами и посещая только хорошо знакомых клиентов. Проблема обостряется, когда "зациклены фермеры" перестают прилагать каких-либо усилий для поиска и привлечения перспективных потребителей.

От структурного объединения "охотников" и "фермеров" часто зависит коммерческий успех предприятия. Если правильно найденное соотношение, то образуется баланс, который имеет решающее значение для продвижения и реализации товаров (услуг) на целевой рынок, а также баланс между стремлением поспешно сделать дело и двигаться дальше вперед и стремлением закрепить тылы, придерживаясь правила: "старый друг (покупатель ) лучше новых двух ".

Принципы построения организационной структуры торгового персонала могут быть разными-по товарному принципу, по территориальному принципу, за покупателями (потребителями), а иногда и по фазам процесса продажи. Чтобы выбрать наиболее эффективный подход, на предприятии должны учесть ряд важных разнородных факторов рыночной конъюнктуры.

Особое внимание нужно уделять так называемым "полевым" продавцам, то есть тем категориям сбытчиков, которые реализуют продукцию с помощью персональной продажи, телемаркетинга, директ-мейл.

Простой и распространенной формой организационного построения "полевого" торгового персонала является сбытовая структура, которая функционирует по территориальному принципу. Она позволяет предприятию лучше осуществлять контроль за деятельностью продавцов при минимальных затратах.

Количество "полевых" продавцов не обязательно равно числу территорий. Территория является условной единицей контроля. Для каждой из единиц (территорий) устанавливаются задания по продвижению и реализации продукции предприятия. Затем по каждому из них отдельно осуществляется оценка результатов. Руководители маркетингом могут объединить на одной территории работу нескольких продавцов.

Принятие решения по "переделу территорий" может быть вызвано различными факторами. Например:

- Создание новой фирмы, нового представительства или нового структурного подразделения;

- Освоение новых моделей предложений, вследствие чего увеличивается рабочая нагрузка на существующий торговый персонал;

- Реорганизация службы сбыта вследствие серьезных изменений, которые происходят или ожидаются в рыночной среде и т.д..

Процедура определения территорий начинается с анализа типов и числа реальных и потенциальных покупателей (потребителей) на целевом рынке.

На первом этапе покупателей делят на категории по степени их важности для предприятия. Приоритетным присваивается код АА, затем ниже по рейтингу является А, В, С, Д. Подчеркнем, что критерии классификации покупателей и их статус определяется целями и задачами предприятия.

При этом заказчиками, которые составляют большую часть бизнеса продуцента, могут заниматься специально созданные для этой группы, а особенно важными для фирмы клиентами - непосредственно руководители высшего звена.

В представленной таблице предоставляется пример набора критериев, которые можно использовать для классификации покупателей. В этом случае перед предприятием ставится задача увеличения количества и объемов продаж.

Руководствуясь этим, важнейшими клиентами (код АА) будут те, которые располагают хорошие перспективы развития для предприятий-потребителей-рост производственно-коммерческой деятельности, а значит, быстрое и существенное увеличение потребностей в товарах или услугах; для физических потребителей-улучшение благосостояния. Особое внимание уделяется крупным заказчикам.

К другой категории потребителей (код А), можно отнести тех, кто также имеет хорошие показатели и неплохие перспективы. К ней чаще всего попадают крупные и средние заказчики.

К категории В обычно относят людей с соответствующими возможностями роста спроса и увеличения им продажи.

К категории С - средние и мелкие фирмы с устойчивыми, но не очень большими потребностями в продукции предприятия.

К категории Д - все остальные реальные и потенциальные потребители.

На втором этапе оценивается численность каждого типа заказчиков на целевом рынке. Как правило, продуцент располагает небольшое число заказчиков категорий АА (возможно, даже один-два), А и В. В совокупности они составляют примерно 20%. Остальные заказчиков, относящихся к категориям С и Д, составляет большинство. их численность колеблется на уровне около 80% ("закон Парето").

На третьем этапе устанавливаются нормы для торгового персонала продуцента по средней частотой контакта с каждым из типов клиентов (в год).

Затем определяются нормы по средней продолжительности контакта для каждого типа покупателей. Необходимо отметить, что заказчикам категорий АА, А и В рекомендуется уделить больше времени. Например, покупателям категории АА - в среднем около 1,5 часа в неделю на каждого, покупателям категории А - 1 час в неделю на каждого, а заказчикам категории В - 0,5 часа в неделю. Однако не стоит игнорировать потребителей категорий С и Д. Очень часто в их среде находятся субъекты, перед которыми открываются хорошие перспективы. Очень важно не упустить таких покупателей.

На четвертом этапе рассчитывается общее время, необходимое для контакта со всеми потенциальными заказчиками в течение года. Вычисления осуществляются методом прямого счета. Число заказчиков каждого типа умножается на продолжительность времени, обусловленного для каждой категории, и на каждого потенциального покупателя. Затем результаты суммируются. В результате определяется совокупный время, необходимое для выполнения задач, поставленных перед службой сбыта предприятия.

На пятом этапе проявляется необходимое число "полевых" продавцов. Для этого совокупный время, необходимое для контактов со всеми потенциальными потребителями целевого рынка, делится на время работы с персональной продажи, который имеет в своем распоряжении (в среднем) один продавец. Добавим, что на практике "полевые" продавцы прямо на продажу тратят около 50% своего рабочего времени.

Продолжение статьи см. здесь


  • Сущность и содержание процесса контроля и анализа маркетинговой деятельности
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 1)
  • Задачи, права и обязанности сотрудников маркетингового отдела (Часть - 2)
  • Основные этапы процесса маркетингового управления фирмой
  • Разработка комплекса маркетинга
  • Маркетинговая логистика
  • Оптовая торговля в системе маркетинга
  • Категория: Все про маркетинг | Добавил: Маркетинг (25.04.2012)
    Просмотров: 2220 | Теги: Управление торговым персоналом марк